Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Разузнать о контрагентах

 03.07.2012
Версия для печати


У компаний появился новый инструмент проверки потенциальных партнеров на «однодневность». В Минфине посчитали, что предприниматели могут обратиться в налоговую инспекцию и спросить, платит ли их будущий контрагент налоги. Подход ведомства Антона Силуанова поможет предпринимателям избежать фискальных претензий в будущем, надеются эксперты.

Чтобы избежать необоснованных налоговых претензий по поводу ведения бизнеса с однодневкой, компания должна проявить должную осмотрительность и добросовестность. Для этого она может проверить контрагента через ЕГРЮЛ, запросить паспорт директора фирмы-партнера, а также его финансовую отчетность и документацию.

К комплексу таких мероприятий добавилось еще одно: в своем письме от 4 июня 2012 года №03-02-07/1-134 Минфин фактически посчитал, что налоговые органы не вправе отказать компании в предоставлении информации о том, платит ли ее контрагент налоги.

«Сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении обществу информации о выполнении потенциальными контр­агентами своих налоговых обязательств», — посчитал Высший арбитражный суд в декабре 2010 года. На это решение и ссылается Минфин в своем письме. По мнению суда, запрашиваемая информация «обусловлена необходимостью проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов».

Кроме решения ВАС, на которое ссылаются в Минфине, существовала и другая судебная практика, согласно которой инспекторы не были обязаны предоставлять такую информацию, вспоминает старший юрист Goltsblat BLP Сергей Калинин. Кроме этого, в Налоговом кодексе обязательство налоговиков предоставлять компаниям документы, свидетельствующие об уплате налогов, не прописано. Однако письмо Минфина даст налогоплательщикам дополнительные возможности подстраховки от фирм-однодневок. «Это поможет избежать налоговых претензий в будущем», — надеется г-н Калинин.

Бизнес действительно нуждается в новых инструментах по проверке контрагентов, согласен председатель комитета по экономике московского отделения «ОПОРА России» Алексей Каневский. «Если такая информация будет предоставляться налоговиками отлаженно, оперативно, в четкие сроки, то это было бы очень полезно для бизнеса. Особенно для того, который сильно связан с дебиторской задолженностью», — уверен он.

Из письма Минфина можно сделать вывод, что сам факт запроса, на который налоговики отказались отвечать, можно будет представить суду в качестве доказательства своей добросовестности, считает глава юридического департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев. «Даже если налоговый орган не предоставит такую информацию, то поданный запрос можно будет использовать в качестве доказательства того, что налогоплательщик использовал все возможные способы для получения как можно большей информации о своем потенциальном контрагенте — то есть проявил должную осмотрительность и осторожность при заключении договора с ним», — уверен юрист.

Впрочем, мера может быть полезной лишь для крупного бизнеса, который располагает временем на поиск и проверку контрагентов, скептичен старший юрист «Пепеляев Групп» Кирилл Рубальский. «Запрашивать налоговиков о том, платит контрагент налоги или нет, нерационально для малого бизнеса. Налогоплательщик может оказаться в нелепой ситуации, когда он уже связан коммерческими отношениями с компанией, в отношении которой вдруг приходит ответ о ее недобросовестности. Что делать в этом случае — продолжать работать с этой компанией или разрывать с ней отношения?» — недоумевает юрист.

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Ярослав Николаев, - Минфин подарил бизнесу новый способ проверки контрагентов // РБК daily от 03.07.2012

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии