Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Технологии лоббирования в органах власти

 15.02.2005
Версия для печати


Лоббизм является неотъемлемой частью любой политической системы, он тесно связан с такими категориями политической науки как власть, политические  институты, общество и т.д. Известный французский политолог Р. Шварценберг точно подметил, что лоббизм заложен в саму сущность властвования: ведь «всякий правитель стремится добиться согласия с его решениями, а каждый из тех, кем управляют, старается выразить свои потребности и сделать так, чтобы о них узнали. Согласие между ними может возникнуть благодаря коммуникации, обмену».[1]

Термин «лобби» имеет англоязычное происхождение, хотя в английский язык он пришел из средневековой латыни. В средние века под лобби понимали прогулочную площадку в монастыре. В 17-18 веках в британском парламенте так называли место (lobby от англ. - кулуары), куда выходили его члены после процедуры голосования. Согласно правилам вход в зал заседаний для остальных был запрещен. Именно поэтому лобби становится местом, где «просители» могли оказывать воздействие на парламентариев. Политический оттенок термин приобрел в Америке в годы президентства Улисса Гранта (1869-1877). Именно в это время получил активное развитие институт специальных посредников, которые профессионально брали на себя задачи лоббирования интересов заинтересованных групп.[2] Различные источники связывают возникновение профессиональных лоббистов с гостиницей «Виллард» в Вашингтоне. Именно в этой гостинице останавливались приехавшие на сессию парламентарии на рубеже 18-19 веков. В ее вестибюле, лоббисты могли донести свою позицию по поводу принятия того или иного закона. Для любого профессионала в сфере продвижение интересов, гостиница «Виллард» - икона профессионального ремесла. Так, пожалуй, самый известный российский страховой лоббист, депутат Александр Коваль гордо заявил нам в одной из встреч, что был в ней и  отдал - так сказать - дань уважения «общему делу».

Другим интересным фактом, связанным с историей лоббизма, которым не упускают случая козырнуть российские лоббисты перед американскими коллегами, является наем российским правительством в 19 веке американского экс-сенатора за колоссальную по тем временам сумму в 30 тысяч долларов для лоббирования покупки Аляски правительством США. Это задание - как известно - было им безукоризненно выполнено, а случай вошел в историю как самый ранний прецедент иностранного лоббизма в США[3].

Лоббизм в России воспринимается неоднозначно. Нет закона о регулировании лоббистской деятельности, следовательно, для многих он ассоциируется не с правом гражданина доносить свое мнение до представителей власти, избранных им же, а с коррупцией, криминалом и пр. Интересным примером реакции на термин «лоббизм» стала попытка авторов взять интервью на данную тему у влиятельного аграрного лоббиста Геннадия Кулика. Следуя «вульгарной» традиции понимания лоббизма, его помощник Жан Михайлович чуть было не взорвался: <Какой лоббизм?> - кричал он, «мы никаким лоббизмом не занимаемся, мы эффективно боремся за права тружеников села и пр.» Удивительно, что он не понимал (или не хотел понимать), что «эффективно бороться за права тружеников села», отстаивать и доводить их точку зрения до законодателей и чиновников и есть лоббизм в классическом его виде.

Чтобы искоренить вульгарное представление о лоббизме, сделав его не угрозой, а скорее правом, рассмотрим его проявление подробнее. Определяющими факторами в лоббистской деятельности является: кто лоббирует, на кого это лоббирование осуществляется, и какие при этом методы используются.

Кто?

Ярко выраженными лобби в России являются отраслевое лобби, общественно-политическое лобби, региональное лобби, иностранное лобби, ведомственное лобби.

Отраслевой лоббизм наиболее ярко выражен. Его субъектами являются финансово-промышленные группы (Сибнефть, Лукойл и др.), деловые союзы и ассоциации (РСПП, ВСС, Ассоциация российских банков и др.), естественные монополии (Газпром, РАО ЕЭС), религиозные организации (прежде всего РПЦ). Наиболее влиятельными из них являются нефтегазовое лобби, аграрное лобби, предприятия ВПК. Показательным примером влияния отраслевого лоббирования является деятельность компании «Юкос» в думе прошлого созыва. По мнению многих источников, «Юкос»  фактически имел мини-фракцию, состоящую из депутатов, поддерживающих законопроекты, лоббируемые компанией. Так, на пленарном заседании 14 мая 2003 года, в момент, когда проходило обсуждение важного для Юкоса законопроекта о поправках к СРП, произошел следующий примечательный случай. Законопроект представлял депутат Сергей Штогрин, якобы автор поправок, направленных на снижение привлекательности СРП. Он запутался в определениях, и тогда к нему подошел совладелец Юкоса, депутат Владимир Дубов и просто передал мобильный телефон, по которому Шторгину диктовали текст. По словам председательствовавшего на заседании спикера Геннадия Селезнева, такого отраслевого лоббизма дума еще не видела.

Общественно-политический лоббизм. Основными его субъектами являются представители гражданского общества: общественные и некоммерческие организации,  различные фонды, профсоюзные движения и пр. В России деятельность данного лобби не развита. В отличие, например от США. По информации Washington ProFile за период с 1989 по 1999 год крупнейшими клиентами лоббистских фирм США стали именно общественные и профсоюзные организации. Так Американская Федерация Государственных Служащих потратила на лоббирование $30.7 млн., Национальная Образовательная Ассоциация - $21.1 млн., в то время как крупнейшая табачная компания Philip Morris  лишь $18.9 млн.

Региональный лоббизм. Это лоббизм по отстаиванию интересов субъектов РФ на федеральном уровне. Он осуществляется через участие региона в законотворческой работе и в бюджетном процессе.  Регионы в лице своего депутата и сенатора борются за наиболее эффективное решение вопросов финансирования, выделения трансфертов и дотаций. Успех лоббизма в данном случае зависит от влиятельности представителей региона, их политического опыта и некоторых других факторов.  

Иностранный лоббизм - это донесение позиции иностранного государства до политической элиты страны или лоббирование интересов зарубежных компаний (транснациональных корпораций). Первый тип является структурным элементом международной политики любого государства и осуществляется через активную деятельность посольств, служб внешней разведки, специально учреждаемых на территории иностранного государства фондов и общественно-политических центров и пр.; в странах с развитым регулированием лоббистских отношений интересы иностранного государства может представлять и местная лоббистская фирма. Второй тип связан с лоббированием коммерческих интересов зарубежных компаний. Любое государство в данном случае балансирует между защитой интересов отечественного производителя, что выражается в усилении протекционистской политики, ужесточении санкций по отношению к зарубежным производителям и теорией свободной торговли, основанной на свободном перемещении капиталов, людей и прочих ресурсов.

Кого?

Лоббизм - это всегда давление групп интересов на власть с целью получения определенных ресурсов. Выделяют лоббизм на уровне исполнительной и законодательной власти. Именно здесь концентрируется наибольшее число лоббистов.

 Исполнительный уровень власти

Говоря о лоббизме на уровне исполнительной власти, имеется в виду продвижение интересов различных групп в администрации президента, правительстве и профильных министерствах. Лоббизм здесь интересен группам давления, прежде всего, для достижения следующих целей:[4] получение бюджетных средств, получение льготных кредитов, возможность обслуживать счета государственных ведомств и предприятий, государственные заказы, получение различных финансовых преференций: льгот в налогообложении, в акцизных, таможенных и прочих платежах, возможность приобретение акций приватизируемых предприятий и иной собственности, контакты с зарубежными деловыми кругами, получение зарубежных кредитов и инвестиций.

Лоббизм на этом уровне - вершина лоббистского мастерства. Многие известные сейчас компании с многомиллиардным оборотом были образованы только за счет эффективного лоббизма их будущих собственников на уровне высших кругов исполнительной власти.

Законодательный уровень власти

Лоббизм на законодательном уровне играет ключевое значение для групп давления. Именно здесь они добиваются принятие нужных им законы, поправок к ним, а также выделения финансирование объектов или отраслей через федеральный бюджет. Часто депутатов привлекают для урегулирования проблем с контролирующими органами или для обеспечения победы в государственных тендерах. Многие депутаты активно идут на такое «сотрудничество». Принимают участие в выставках, конференциях, где в неформальном кругу обозначают свой интерес. Другими переговорными площадками уже в российском парламенте являются экспертные советы при комитетах и межфракционные депутатские группы. Экспертные советы создаются с целью разработки законопроекта, идущего через комитет. В работе советов обязательно принимают участие представители заинтересованных бизнес структур, которые артикулируют свои интересы. Межфракционные депутатские объединения стали активно образовываться еще в прошлой думе. Состав депутатов в них является наглядным примером разбивки парламента по экономическому интересу. Часто непримиримые с виду политические противники становятся ближайшими союзниками в отстаивании отраслевых интересов. Так одной из теневых структур думы прошлого созыва стало депутатской объединение «Энергия России», которое фактически институализировало теневое нефтегазовое лобби. В объединение вошло более 130 депутатов. Контролируя профильные комитеты и располагая огромной «живой массой» депутатов, нефтяное лобби могло проводить почти любые выгодные для отрасли законы.   

Изменение произошедшие в думе в последнее время дали основания многим аналитикам говорить о том, что лоббизм на этом уровне власти перестал существовать. Это не так. Изменились лишь технологии лоббирования и объекты согласования интересов. Ключевые интересы бизнеса находятся в непосредственном законодательстве, ведь большинство принимаемых законов содержат конкретные экономические интересы.

Как?

Цивилизованный (легитимный) и теневой лоббизм. Цивилизованный лоббизм подразумевает использование законных методов воздействия с целью создать определенное впечатление у чиновника, принимающего решение. Существует множество способов такого воздействия: освещение в СМИ вопроса под нужным углом, проведение социологических опросов и рейтингов,  организация PR-акций, организация забастовок, массовых звонков и писем граждан (технология grass roots lobbying) и т.д. Теневой лоббизм подразумевает продвижение интересов, используя незаконные или около законные методы: подкуп, силовое давление, шантаж, всевозможные угрозы и пр.

Прямой и косвенный лоббизм. Когда проводится целенаправленная работа непосредственно с депутатами, чиновниками и пр. с целью удовлетворения конкретного лоббистского интереса, говорят о прямом лоббизме. Косвенный лоббизм протекает по другой схеме и связан с технологиями public relations (PR). Фактически, используя различные методы воздействия, лоббист пытается создать нужное впечатление у лица, ответственного за принятие нужного решение или закона. С этой целью организуются специальные рекламные компании, заказные публикации в СМИ и пр.

 



Автор: Павел Александрович Толстых,

Специалист по вопросам лоббизма, консультант Государственной Думы

(095)744-3421

info@lobbying.ru 



[1] Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. М., 2000.

[2] Более подробно см.: Малько А. В. Лоббизм и право. 1995 год.

[3] Hrebenar R.J. Interest Group Politics in America. N.Y., 1997, p.273.

[4] Лепехин В. А. Группы интересов как основной субъект современной российской политической системы. / / Формирование партийно-политической системы в России. Московский центр Карнеги. Москва. 1998. Стр. 128.



Источник: Капитал и право


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии