Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Вред "полезных людей"

 16.06.2011
Версия для печати


Каждый третий депутат Европарламента совмещает свою должность с работой «на стороне». Дополнительный заработок каждого седьмого чреват злоупотреблением служебным положением. Таковы выводы недавнего исследования Corporate Europe Observatory – организации, следящей за европейскими лоббистскими группами. Теперь Еврокомиссия активно обсуждает подготовку новых правил игры. В прошлом месяце уже приняли первые пункты кодекса деловой этики для европарламентариев. Общественные дискуссии не утихают – отличить законный лоббизм от незаконного пока не просто.

Прецедент

До недавнего времени депутаты Европарламента подрабатывали консультантами, юристами и даже членами совета директоров компаний, чья деятельность непосредственно связана со сферой, за которую избранники отвечают на своей основной должности. Однако после серии скандалов ситуация изменилась, и теперь европарламентариев просят уволиться с сомнительных постов. «Граждане Евросоюза должны быть уверены, что депутаты действуют в интересах общества, а не своих «кассиров» на стороне», – твердят авторы исследования Corporate Europe Observatory. Поводом для нынешнего разбора полетов стал мартовский скандал, когда журналисты The Sunday Times подговорили пролоббировать бизнес-интересы мнимой компании трех парламентариев – бывшего министра иностранных дел Словении Зорана Талера, экс-министра внутренних дел Австрии Эрнста Штрассера и бывшего вице-премьера Румынии Адриана Северина. Первые сложили партийные мандаты и покинули Европарламент, тогда как Северин остался при полномочиях евродепутата, ограничившись выходом из партии. Все трое имели по нескольку дополнительных оплачиваемых должностей. Эрнст Штрассер был исполнительным директором двух консалтинговых фирм и состоял в советах директоров еще семи (!) компаний. Адриан Северин являлся членом правления крупного банка UniCredit.

Как рассказали «Профилю» в объединении ALTER-EU, выступающем за прозрачный лоббизм и соблюдение этических норм в ЕС, все большую обеспокоенность вызывают сила и влияние, которые корпоративные лоббисты имеют в Брюсселе и европейских институциях: «Прикрываясь формами экспертных групп, консультативных советов или форумов парламентариев и представителей индустрии (MEP-industry forums), лоббисты со стороны промышленности и бизнеса имеют все возрастающее влияние на европейскую политику. Существует большая угроза, что в европейских процессах принятия решений общественные интересы затеряются в пользу интересов большого бизнеса. Потому просто жизненно необходимо, чтобы лоббирование эффективно регулировалось, и была уверенность, что ответственные лица действительно прислушиваются к балансу интересов, включая потребителей, профсоюзы и неправительственные организации».

По данным «Немецкой волны», в настоящее время в Брюсселе активны около 15 тыс. лоббистов, обслуживающих интересы всех – от крупных монополий и корпораций до обществ защиты дикой природы.

Закон писан

Совсем недавно Еврокомиссия утвердила создание обязательного реестра всех лоббистских фирм – ранее компании могли и не указывать лоббистского характера своей деятельности. В ALTER-EU говорят, что пока этот реестр содержит много дыр: «Юридические фирмы его бойкотируют. Трудно сделать его по-настоящему обязательным и установить четкую ответственность для тех, кто не пропишет свою компанию в списке. К тому же существует еще и проблема сокрытия реальных данных регистрирующихся фирм, их настоящих расходов на лоббирование».

Тем не менее ALTER-EU считает регистрацию лоббистов необходимой для эффективного общественного контроля и рекомендует следующие критерии: все группы, отстаивающие чьи-то интересы и тратящие более 20% своего времени или более €20 тыс. на лоббирование, должны быть внесены в список.

Прецеденты сокрытия реальных данных существуют. BusinessEurope, одна из наиболее влиятельных лоббистских групп в Брюсселе, задекларировала в прошлом году меньше €600 тыс. расходов. Согласно этой сумме, она не попадает в регистре даже в пятидесятку крупнейших профессиональных ассоциаций, хотя наблюдатели считают ее таковой. Лоббистская группа косметической индустрии COLIPA заявила, что потратила за год менее €50 тыс. – и это притом, что только в Брюсселе их штат – 20 сотрудников.

Тяжеловесы – в зоне внимания

Еще один скользкий вопрос – куда идут работать депутаты Европарламента после истечения срока пребывания на посту. Ведь бывшие народные избранники могут трудоустроиться в сфере промышленного лоббизма. Теоретически такие контракты могут заключаться еще во время пребывания депутата на своем предыдущем посту. К примеру, бывший канцлер Германии Герхард Шредер всего через месяц после ухода из правительства возглавил комитет акционеров газопровода Nord Stream. Тогда это вызвало резкую критику немецких СМИ. В мае этого года Еврокомиссия одобрила новый кодекс деловой этики для бывших парламентариев, хотя дискуссии по поводу него еще ведутся. Теперь экс-депутаты должны переждать полтора года, прежде чем устраиваться на должности топ-консультантов, ведь они могут использовать свои контакты и престиж, чтобы добиться доступа к тем, кто все еще принимает окончательное решение по «нужным» вопросам. Общественные активисты требуют, чтобы в случае с экс-комиссарами «охлаждающий» период был продлен до трех лет.

«Мы считаем, что три года – это честно, потому что на протяжении этого срока они получают пособия в размере своего оклада на прошлой должности – около €20 тыс. ежемесячно. Экс-комиссары не должны занимать посты, включающие лоббирование институций ЕС, если они при этом получают пособие, оплаченное европейскими налогоплательщиками, – заявила «Профилю» Вики Кэнн, координатор по противодействию незаконному лоббизму в организации Corporate Europe Observatory. – Кроме того, это позволит предотвратить ситуацию, когда еврокомиссары трудоустраиваются в сферу промышленности, за которую раньше отвечали. Ведь в итоге может возникнуть конфликт интересов – между их преданностью Комиссии, служению обществу и частными интересами нового работодателя».

Право или этика?

Вообще тяжело установить границу между законным и незаконным лоббизмом. В Corporate Europe Observatory считают, что проще сделать различие между этическим и неэтическим представлением интересов или же лоббированием. «Этично предоставлять информацию в письменной или устной форме или же проявлять любую другую активность, которая подпадает под демократические принципы соучастия, – добавила Вики Кэнн. – А вот подачки ответственным лицам (чиновникам или избранным представителям), бесплатные тест-драйвы дорогих автомобилей, обеды в фешенебельных ресторанах и т. д., на наш взгляд, являются неэтичными и должны быть запрещены. Мы надеемся, что в обсуждаемом кодексе деловой этики для парламентариев будет установлена граница в €50. Это означает, что депутат может принять в подарок книгу, приглашение на скромный ланч, но не полностью оплаченную поездку».

Разговоры по поводу упорядочивания столь неоднозначной деятельности начались еще шесть лет назад. Тогда толчком послужил скандал в США с влиятельным лоббистом Джеком Абрамоффым, затронувший всю политическую верхушку страны. К слову, это он жертвовал деньги в ходе избирательной кампании 2004 года Джорджу Бушу-младшему. Абрамофф представлял интересы одного из индейских племен, тесно связанного с игорным бизнесом. Как затем установило следствие, он подкупал американских законодателей, предотвращая появление нежелательных для его клиентов законопроектов. При этом Абрамофф выставлял огромные счета за свои услуги и индейцам. После публикаций его электронных писем оказалось, что лоббист не совсем толерантно отзывался о своих индейских клиентах, называя их «обезьянами и болванами». Благодаря махинациям мошеннику удалось выручить порядка $85 млн., за что он получил шесть лет лишения свободы и штраф в $21 млн.

В США с 1996 года введен закон, согласно ему, лоббисты обязаны регистрироваться в Конгрессе и декларировать вопросы, которыми они намерены заниматься от лица своих клиентов. Очевидно, по этому образцу и решили действовать европейские законодатели. Ежегодно расходы на лоббизм составляют в Штатах более $3 млрд. Традиционно тройка лидеров не меняется: на первом месте фармацевтическая отрасль – в прошлом году компании потратили более $180 млн., на втором – электроэнергетическая промышленность с почти $150 млн., на третьем – страховые компании с $120 млн. расходов на лоббирование.

По-нашему

В России Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты» регулярно проводит исследования о степени лоббизма в работе госструктур и бизнеса. В последнем докладе первым «лоббистом-профессионалом» признан первый заместитель главы Администрации президента России Владислав Сурков. Среди лоббистов – региональных лидеров первое место вполне логично занимает мэр Москвы Сергей Собянин (на пятом месте – Рамзан Кадыров, на седьмом – Роман Абрамович). Среди лоббистов – «первых лиц» лидирует первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В Украине лоббизм остается в тени и зачастую отождествляется с коррупционной деятельностью. Еще в 2009 году Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение концепцию проекта Закона Украины «О лоббировании». Осенью прошлого года в Верховную Раду был подан законопроект «О регулировании деятельности лоббизма в Украине». «Вывести лоббизм из тени в Украине и создать официальный перечень лоббистских структур, как на Западе, – это нереально, поскольку там законы о лоббировании являются частью политической и одновременно юридической культуры, – считает политолог, руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. – Однако в будущем мы будем вынуждены фиксировать лоббистские структуры. Ведь если будут приниматься законы о коррупции, отмывании денег, то, естественно, должен быть и закон, хоть как-то ограничивающий и делающий прозрачным влияние различных ассоциаций, лиц и групп, которые специализируются на отраслевом лоббизме – начиная от профсоюзов и заканчивая экологическими ассоциациями». Так что пока нам остается лишь ждать, когда поднимется уровень сознания украинского истеблишмента, готового играть в открытую.

Антинаграда

Существует ежегодная премия «Худший европейский лоббист». Жители во всех странах ЕС участвуют в онлайн-голосовании за наиболее «успешных». В прошлом году в климатической категории победил немецкий энергетический гигант RWE, заявивший, что он придерживается «зеленой» политики, при этом дальше эксплуатируя загрязняющие окружающую среду угольные электростанции и электростанции на мазуте. К слову, третье место в этой же номинации получила крупнейшая в мире металлургическая компания – владелец «Криворожстали» – ArcelorMittal. В финансовой категории победил один из крупнейших в мире коммерческих банков Goldman Sachs и лоббисткая ассоциация ISDA.
 
Оригинал статьи см. здесь



Источник: Татьяна Головченко, - Вред "полезных людей" // Профиль (Украина) от 11.06.2011


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии