Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Интервью депутата Ильдара Гильмутдинова Парламентской Газете

 27.01.2005
Версия для печати


Спорт и физическая культура - сегодня одна из проблемных областей российского законодательства.

Базовый Закон "О физической культуре и спорте в РФ", принятый еще в 1999 году депутатами Госдумы, уже не отвечает современным требованиям. Работе по его совершенствованию не уделялось должного внимания. Затем пошли структурные преобразования в Правительстве. Однако, как считают в Госдуме, с созданием отдельного Федерального агентства по физической культуре и спорту дело сдвинулось с мертвой точки. О том, как идет законотворческая деятельность в области, призванной укрепить здоровье нации, рассказывает наш собеседник Ильдар ГИЛЬМУТДИНОВ.

- Закон "О физической культуре и спорте в РФ" устарел по многим позициям. Есть поручение Президента России от 2004 года: подготовить закон в новой редакции. Но преобразования в структуре Правительства не давали нам возможности для продуктивной работы. Вопрос в течение года то возникал, то исчезал. Ждать не было смысла, мы пошли по пути поправок. Например, по старому закону госструктура, занимающаяся вопросами спорта, вообще не отвечает за формирование сборных команд. Деньги государство выделяет, а контроля нет. Согласитесь - странно.

- Но в федерациях приводят свои доводы, главный из которых - недостаточное финансирование спорта государством.

- Вообще-то государство сегодня выделяет 0, 2 процента расходной части бюджета на спорт. Очень мало. Даже в Украине и Белоруссии, на те же цели выделяется 0, 3-0, 4 процента бюджетных средств. Но эти десятые процента от общей суммы бюджета - шесть с половиной миллиардов рублей. Согласитесь, сумма немалая. Кроме того, дополнительные средства на спорт выделяются также отдельными распоряжениями Правительства. К примеру, на подготовку к Олимпиаде. Но если результата нет, спрашивать, согласно существующему закону, не с кого.

- То есть вы за то, чтобы Федеральное агентство могло непосредственно участвовать и влиять на подготовку сборных к тем же Олимпийским играм?

- Абсолютно верно. Сейчас идет заметный крен в сторону Олимпийского комитета, который должен контролировать федерации, сейчас с них спроса нет - самостоятельные. Все решают их же выборные конференции. Но деньги-то они от государства получают, а отдачи нет. Поэтому, считаю, пирамиду надо перевернуть.

- Вмешательство государства в дела общественных организаций, т.е. федераций, может быть воспринято в штыки международными организациями. Например, в футболе подобные действия могут стоить сборной отлучения от турниров на несколько лет...

- Мы и не предлагаем трогать федерации. Но надо прописать в законе, что государство в лице своего исполнительного органа, в нашем случае Федерального агентства, несет ответственность за результат, за формирование сборных, за целевое использование спортивных баз и т.д.

- По каким еще направлениям ваш комитет намерен внести изменения в базовый закон?

- В Правительстве уже находятся несколько поправок. Среди них - вопросы употребления допинга, которые соответствуют международным правовым нормам. Также подготовлена поправка, касающаяся спортивного паспорта.

- Будут ли изменения в законодательстве в области развития детско-юношеского спорта?

- Безусловно. Это направление - одно из приоритетных в нашей работе. Изначально Правительство хотело, чтобы все вопросы были включены в базовый закон. Мы же в комитете ратовали за принятие отдельного закона о государственной поддержке детско-юношеского спорта. Основания - на поверхности. Сказать, что сегодня детский спорт загнивает - это слишком мягко. Очень приятно, что нашу инициативу поддержал заместитель председателя Правительства Александр Жуков. Недавно Государственная Дума отклонила законопроект о детско-юношеском спорте, который был подготовлен семь лет назад еще депутатами Госдумы второго созыва. За это время он безнадежно устарел. Например, нет ни одного слова о тренерах, которые занимаются с детьми, условиях их работы, оплате труда. Никак не прописана финансовая основа, без которой бессмысленно говорить о развитии в данном направлении. В общем, замечаний накопилась масса, поэтому закон был снят с рассмотрения.

Комитет Госдумы по физкультуре и спорту разработал новый законопроект, учитывающий все замечания и требования. В частности, в связи с переходом на финансирование из местных бюджетов предлагается организации детско-юношеского спорта отдавать на попечение не муниципалитетам, как предусмотрено в законодательстве, а напрямую субъектам Федерации. Это позволит сохранить детско-юношеский спорт в так называемых бедных регионах. Сейчас законопроект существует в виде рабочего документа и направлен в экспертный совет Госдумы.

- Значит, на данный момент закона о детско-юношеском спорте у нас нет. И принят он может быть не скоро?

- Закона, действительно, пока нет. Что касается сроков его принятия, то Правительство хочет привязать обсуждение всего комплекса проблем физической культуры и спорта к принятию новой редакции базового закона. Поэтому и уже существующие поправки пока формально не одобрены Правительством. Там говорят, что хотят не распыляться, а сделать все за "один присест". И поправки, и закон о детско-юношеском спорте. Проблема есть, но она не принципиальная и скорее организационного характера.

- Вы можете назвать хотя бы примерные сроки?

- Крайний срок - осенняя сессия. В этом году и базовый закон (кстати, его "болванка" готова давно), и сопутствующие ему нормативные акты, уверен, будут приняты. Мы времени зря не теряем: проводим парламентские слушания, "круглые столы". Кроме того, мы даем рекомендации субъектам Федерации по законодательству: какие статьи реализуются, какие нет.

Здесь хотелось бы озвучить одну общую для всех думских комитетов проблему. Для того чтобы закон выполнялся, необходимо принятие на уровне Правительства, на уровне исполнительных органов власти нормативно-правовых документов. В этом мы очень сильно отстаем. Из-за отсутствия соответствующих решений наши законы реализуются процентов на 20-25. Если говорить о спорте, то здесь мне видятся две основные причины такого положения дел. Во-первых, большое количество спортивных мероприятий. У Федерального агентства попросту не хватает времени на работу, очень кропотливую, надо отметить, по реализации всех законов. Во-вторых, дефицит квалифицированных кадров в области спортивного законодательства. Существуют и другие причины: объективные и не очень.

В этой связи наш комитет уже направил запрос в Федеральное агентство на мониторинг выполнения законов по физической культуре и спорту.

- Какие положительные моменты можно выделить в работе комитета за последнее время?

- Большим шагом вперед считаю создание самостоятельного Федерального агентства по физической культуре и спорту. До этого, когда вопросы спорта курировал Минздрав, ничего не шло, не двигалось. Понятно, что заинтересованность была как с нашей стороны, так и со стороны Правительства. Конечно, большую роль сыграла позиция Вячеслава Фетисова. Но чиновники не могут самостоятельно ходить и просить: "Дайте нам такие-то полномочия". Так что мы напрямую причастны к созданию агентства в качестве законодательного единомышленника.

Еще один важный момент - принято решение по отдельной федеральной программе развития физкультуры и спорта. Сколько сегодня существует федеральных программ - уйма! Причем больше половины из них не финансируются и не реализуются, существуют только на бумаге. А программы, необходимой для укрепления здоровья нации, нет. Мы совместно добились того, что Правительство дало поручение на разработку целевой Федеральной программы о развитии физической культуры и спорта на 2006-2010 годы. Это, считаю, наша большая победа. Предполагаем, что программа будет разработана и внесена на рассмотрение уже в этом году.

И еще. Правительство в ближайшее время будет рассматривать вопросы развития физкультуры и спорта на отдельном заседании. Уже есть соответствующее поручение премьер-министра Михаила Фрадкова.

- ООН объявил 2005-й Годом спорта. Ваш комитет как-то отреагировал на это?

- Мы приняли обращение - объявить наступивший год в России Годом спорта и здорового образа жизни. Оно уже направлено Президенту РФ Владимиру Путину. Это не означает, что мы будем требовать выделить дополнительные средства из бюджета. Если 2005 год пройдет под эгидой здорового образа жизни, то мы будем иметь возможность значительно укрепить законодательную базу. Программу "1000 ФОКов" (физкультурно-оздоровительные комплексы) примем. Она подразумевает строительство комплексов во всех регионах России. Для ее осуществления необходимо успеть внести в бюджет на 2006 год необходимые строки расходов. Финансирование ФОКов планируется 50 на 50 - из государственного и региональных бюджетов. Средства имеются, заинтересованность проявляют все стороны. Осталось согласовать все вопросы по ее практическому воплощению. Успешно осуществить эту нужную для страны работу в Год спорта будет намного проще.

СПРАВКА "ПГ"

ГИЛЬМУТДИНОВ ИЛЬДАР ИРЕКОВИЧ родился 3 сентября 1962 года.

Окончил Казанский пединститут.

С 1985 по 1992 год - на комсомольской работе.

С 2001-го - зам. министра по делам молодежи и спорту Татарстана; зам.

председателя Комитета ГД по физкультуре и спорту.



Источник: Парламентская газета, Вятчанин Никита, 27.01.2005, №15, Стр. 25


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии