Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Четыре пути возвращения бензина

 29.04.2011
Версия для печати


Владимир Путин (на фото)

Владимир Путин рассказал, как правительство намерено бороться с топливным кризисом. Из четырех озвученных им мер только одна— повышение экспортных пошлин на бензин,— затрагивает интересы крупных нефтяных компаний. Взамен власти обещают ужесточить контроль над независимыми заправщиками, снизить налоги и отложить задним числом переход на Евро-3.

Заседание президиума правительства в четверг, 28 апреля, началось с обсуждения самой острой темы последних дней— дефицита на рынке топлива. Подобная срочность исполнения вызвана резким дефицитом топлива в ряде российских регионов. Там, где бензин и дизель еще можно купить, выстраиваются очереди, а цены растут с каждым часом.

Бензин, предназначенный на экспорт, останется в России. Так правительство надеется справиться с дефицитом топлива. Нефтяные компании согласились с этим ограничением, но указывают, что объемы экспортного бензина невелики, да и тот в основном относится к запрещенной к использованию в России марки. Так или иначе, мера не поможет сбить рост цен: к концу лета они могут взлететь на 10%, до 28 рублей за литр высокооктанового бензина.

«Первая и основная причина— это то, что у нас на 67% увеличился экспорт нефтепродуктов»,— объяснил первопричину бед замминистра энергетики Сергей Кудряшов. По его словам, к этому привела существующая на сегодняшний день премия, которую производитель может получить на внешнем рынке— в настоящий момент она составляет 2–3 тыс. рублей с тонны бензина. Вторая причина дефицита, по его словам,— это то, что часть нефтепереработчиков не готова выполнять требования по Евро-3, введенные с января 2011 года на территории России.

«На биржах в настоящий момент у нас сложился беспрецедентный диспаритет между спросом и предложением»,— продолжил докладывать Сергей Кудряшов. Заявки на покупку могут в 10 раз превосходить предложения по продаже, а на вчерашних торгах был поставлен своеобразный рекорд— спрос превысил предложение в 200 раз.

Часть вины, по словам замминистра, лежит и на независимых заправщиках. Он упомянул неумение части из них работать через биржу, а также отметил, что некоторые игроки «ожидают коррекции цен в более высокую сторону, в связи с чем частично придерживают нефтепродукты».

«Получили этот продукт у интегрированных компаний и придерживают у себя на базах хранения, ждут повышения цен?»,— уточнил Владимир Путин и услышал утвердительный ответ.

«Андрей Юрьевич, ФАС»,— скомандовал премьер. Замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский вступился за независимых операторов: «Мы отмечаем, что ряд независимых продавцов бензина получили отказ от ВИНК в поставках им бензина, что привело к дефициту». Также, по его словам, не заработал механизм торговли бензином через биржи. «У нас есть серьезные подозрения, что проводятся адресные продажи, имеют место фиктивные сделки, что не дает возможности установить справедливую цену товара»,— поделился он.

В попытках справиться с неконтролируемым ростом цен на топливо власти до недавнего времени пытались заставить нефтяные компании продавать все большие объемы продукции через биржи. Однако, как показало расследование журнала «Компания», опубликованное в №12 от 4 апреля 2011 года, российская специфика биржевой торговли такова, что считать сформированную на них цену рыночной можно только с очень большой натяжкой.

Заслушав доклады ведомств, Владимир Путин перешел к выработке конкретных мер. Для борьбы с неумеренным экспортом Владимир Путин предложил увеличить экспортные пошлины на бензин уже с начала мая. «Сергей Иванович,— обратился Путин к замминистра энергетики Сергею Кудряшову,— Прошу до конца дня представить проекты документов по повышению вывозных таможенных пошлин».

В то же время премьер счел нужным подсластить пилюлю. «Увеличение вывозных пошлин— это, конечно, увеличение нагрузки на наши нефтяные компании,— заметил Владимир Путин.— Поэтому прошу Министерство энергетики совместно с Министерством финансов посмотреть на проблему возможной корректировки налоговой нагрузки на нефтяной сектор».

Головы полетели

Вице-президент государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорь Ромашов, отвечающий за нефтепродуктообеспечение, отстранен от исполнения обязанностей, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на осведомленный источник.

По разъяснению пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, которые он дал после заседания, пошлины даже после повышения не станут заградительными. Их назначение— сбалансировать внутренний рынок. Он затруднился сказать, когда именно могут быть приняты «компенсационные меры» по снижению налоговой нагрузки на нефтяников, сказав, что Путин распорядился «срочно» проработать этот вопрос. Теоретически это невозможно до следующего года, поскольку бюджет на 2011 год давно сверстан. В то же время пресс-секретарь премьера сослался на своего шефа, который на заседании отметил, что реагировать на изменения «надо более гибко».

«Нам нужен реестр всех сбытовых компаний так называемых независимых,— призвал Путин.— Нужно выработать с ними такие отношения, чтобы у регулирующих организаций была полная информация о том, что там происходит». Эта мера призвана исключить ситуации, когда «спекулянты» придерживают запасы топлива в расчете на повышение цен.

Евроремонт

Решение нашлось и для проблемы Евро-3. «Что у нас с этими регламентами у наших соседей, в Белоруссии и Казахстане?»,— поинтересовался премьер, имея в виду техрегламент на топливо. «В Белоруссии вообще не существует ограничений, Казахстан просит в лучшем случае Евро-3 с 2014 года, на Евро-4 они хотят перейти только с 2015 года»,— доложил Кудряшов. «У нас существует определенный диссонанс»,— признал он.

«Разумеется, нам нужно переходить на Евро-3, и это движение мы не будем заворачивать ни влево, ни вправо,— отреагировал Владимир Путин.— Но что касается сроков, их нужно сопоставить с нашими договоренностями с соседями и скоординировать с ремонтными работами, которые проводятся на ведущих НПЗ».

Как пояснил журналистам Дмитрий Песков, речь идет о том, что ряд российских предприятий просто технологически не успели переоборудовать свое производство под требования нового технического регламента. Поэтому то, что они производят, на российский рынок не попадает, зато «на ура идет в Казахстане и Белоруссии». Поэтому премьер дал указание срочно проработать вопрос о том, чтобы перенести введение Евро-3 в России «на некоторый срок».

Автолюбителям легче не станет

Эксперты склоняются к тому, что повышение вывозных пошлин и снижение налоговой нагрузки на внутренний рынок является наиболее эффективной из всех возможных мер противодействия сложившемуся на топливном рынке «экспортного перекоса». Омрачает лишь то, что «эта мера, как и все предыдущие, принята в рамках процесса „ручного управления“ рынком, а не реализована как системный механизм привязывающий, например, размер экспортной пошлины к мировой цене на нефть»,— говорит заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов. Но это и неудивительно, «в этот предвыборный год правительство, как никогда, нуждается в возможности выступить спасителем страны, так что мы и далее не застрахованы от зигзагов „ручного управления“».

Ущемлять себя нефтяные компании явно не позволят. Это видно и по предложенным льготам и по отношению экспертов. Они считают, что правительству придется сделать очень сложный выбор между пополнением бюджета и социальными мерами по сдерживанию цен. «Если хочется, чтобы цены на бензин не росли— нужно отказаться от дополнительных доходов. Если нужны деньги— нужно смириться с ростом цен,— разводит руками директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК „Альфа-Капитал“ Владимир Брагин.

Эксперты разошлись во мнениях, какая из предложенных правительством льгот окажется для нефтяников наиболее выгодной. Безусловно правильным шагом Владимир Брагин считает снижение НДПИ. «Это позволит еще сильнее „отвязать“ внутренние цены на топливо от внешних. При этом можно переложить часть бремени этого налога на экспортеров через экспортные пошлины». В то же время ведущий аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков отмечает, что для стимулирования нефтепереработки в стране выгодней снижение акцизов».

Итогом принимаемых мер может стать возвращение топлива на внутренний рынок. При этом не факт, что существенно снизится его стоимость. «Видимо, снижение рентабельности экспорта должно быть скомпенсировано ростом маржи на розничном рынке за счет снижения акцизов,— рассуждает аналитик по нефти и газу ФГ БКС Андрей Полищук.— В таком случае цены на заправках снижаться не будут, так как дополнительную маржу будут собирать участники розничного рынка и нефтяные компании».

Впрочем, в полной мере компенсировать выпадающие доходы от роста экспортных пошлин, по мнению экспертов, может лишь полный комплекс льгот, предложенных правительством. «При увеличении экспортной пошлины нефтяные компании не пострадают в случае снижения и НДПИ, и акцизов»,— считает Виктор Марков.

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Дмитрий Коптев,Оксана Новоженина, - За перебои с поставками топлива нефтяники получат налоговые льготы // GZT.ru от 29.04.2011

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии