Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Как устроен парламентский лоббизм

 20.04.2011
Версия для печати


В Петербурге разгорается предвыборная кампания городских депутатов. "Деловой Петербург" выяснил, чьи интересы представляют народные избранники и составил рейтинг лоббистов.

Если посмотреть на общую массу предложений депутатов парламента Петербурга, то можно заметить, что инициативы, касающиеся той или иной отрасли, идут, как правило, через одну и ту же фракцию.

Например, запросы, связанные с фармацевтикой, чаще всего исходят из фракции КПРФ. Это можно связать с тем, что от этой партии в Госдуму избирался в свое время владелец сети аптек "Фармакор" Александр Афанасьев. Аптечный бизнес имел и депутат от ЛДПР Денис Волчек (говорят, бывший с некоторыми коммунистами на короткой ноге). Наверняка сказать, конечно, что-то сложно - нельзя установить, например, прямую связь между запросом депутата Юрия Карпенко, взволнованного нехваткой аптек с лекарствами для льготников, с тем, что через полгода "Фармакор" включили в программу льготного лекарственного обеспечения.

То, что касается алкогольной индустрии - причем как крепких напитков, так и пива, - нередко исходит от депутатов "Справедливой России". Так, совсем недавно Алексей Тимофеев выступал с идеей запретить продажу крепкого алкоголя за 2 дня перед праздниками (отклонено). Два года назад с подачи справедливоросса Бориса Киселева был изменен закон о запрете на торговлю алкоголем ночью - исключение сделали для магазинов duty free в Пулково. Обычно справедливороссы жалуются, что их законопроекты игнорируются, но этот был принят и подписан губернатором без проволочек.

Рекламный бизнес не скрывает связей с "Единой Россией". Скажем, когда в Госдуме рассматривались невыгодные для операторов поправки в закон "О рекламе", спикер ЗС Вадим Тюльпанов просил коллегу в Госдуме Бориса Грызлова снять законопроект с рассмотрения. Директор ЗАО "Постер" Кирилл Опарин потом баллотировался в Законодательное собрание от единороссов. Поправку о снижении налогового бремени для рекламщиков вносил и Денис Волчек. Через единороссов действовал и игорный бизнес (когда он еще существовал): против запрета казино выступали, к примеру, Игорь Риммер и Вадим Войтановский, к ним примкнул коммунист Александр Ольховский.

Крупные инвесторы - тоже вотчина единороссов. Так, недавно с подачи Виталия Милонова был принят закон о компенсации на ремонт и реставрацию зданий-памятников, которую их владельцы смогут получить из бюджета. Сам депутат отверг предположение, что закон принят специально для компании "Газпром нефть", чтобы компенсировать ее затраты на раскопки при строительстве "Охта Центра".

Еще одна "стройка века" - стадион на Крестовском острове. В 2006 году проект оценивался в 6,5 млрд рублей. Недавно депутаты добавили генподрядчику - ЗАО "Инжтрансстрой" - еще 9 млрд рублей. Компания входит в холдинг "Базэл" Олега Дерипаски. В 2009 году было принято решение увеличить смету строительства проекта "Морской фасад" с 6 млрд до 10 млрд рублей. Проект реализует First Quantum Partners, предположительно подконтрольное депутату Госдумы от "Единой России" Виталию Южилину.

Как устроен парламентский лоббизм

Бизнесменам, если они хотят иметь своих представителей во власти, стоит подумать над способами взаимодействия. В большинстве случаев оно идет через исполнительную власть.

До возникновения вертикали власти возможностей для лоббизма у парламентариев было куда больше, чем сейчас. Времена, когда в депутаты шли «красные директора» или банкиры, канули в Лету.

Во второй половине нулевых усилившиеся партийность и фракционность, с одной стороны, и роль исполнительной власти - с другой значительно сузили эти возможности. Но и в наши дни бизнес нуждается в поддержке в парламенте, а депутаты - в средствах на выборные кампании.

Взаимная выгода

Для тесного сотрудничества могут существовать два пути: первый - когда бизнес вкладывает средства в кандидата, а потом требует «отдачи», второй - когда бизнес приходит к уже избранным депутатам с просьбой помочь.

Если представить, что бизнесмен собрался идти по первому пути, он обязательно согласовывает «своего» кандидата не только с партией, но и с исполнительной властью. Таким образом, исполнительная власть будет знать, кто за кем стоит, и сюрпризов в законотворчестве для нее не будет.

Сейчас чаще может встретиться второй путь. «Отдача» от депутата не обязательно проявляется прямыми способами, то есть запросами, поправками и обращениями. Можно сказать, что не менее ценно просто собирать информацию или посредничать в переговорах с властями, так что иногда связь депутата с коммерческими структурами впрямую не проявляется. К примеру, представим, числится помощником у депутата директор по развитию компании, занимающейся поставками медицинского оборудования, но в открытом лоббировании интересов отрасли парламентарий не замечен. Всего лишь входит в состав комиссии по здравоохранению, хотя никогда к этой сфере и близко отношения не имел.

Главный лоббист

В эпоху сращивания бизнеса и власти парламент является прежде всего проводником лоббистских идей исполнительной власти. Именно с чиновниками нужно договариваться бизнесу.

Отдельно взятый парламентарий или даже группа мало на что может повлиять напрямую. Продавить нужное изменение в закон точно не может. Знающие люди утверждают, что, если какой-нибудь депутат в одиночку предлагает проект закона, а он принимается большинством, - это верный признак «присутствия» исполнительной власти.

Для губернатора это может служить инструментом зондирования общественного мнения или внедрения какого-нибудь нововведения, которое самостоятельно предлагать неудобно. Например, посмотреть, что будет, если попытаться поднять транспортный налог для грузовиков.

Правящая партия также получает доступ к городским деньгам. Поэтому единороссы в городском парламенте, похоже, не заинтересованы в том, чтобы их было слишком много: чем больше численность фракции, тем меньше размер «благодарности». В рамках сбора предложений к бюджету каждый депутат-единоросс может распределить по своему усмотрению до 100 млн рублей из городского бюджета.

Эффект запроса

Бывает так, что после депутатского запроса на общую тему конкретная компания получает преференции. Установить прямую связь непросто - «после» не означает «вследствие». Запросы сами по себе проблему решить, конечно, не способны. Но могут создать, как говорят депутаты, «промоушен» темы во властных кругах, инициировать обсуждение или включение вопроса в повестку дня ключевой комиссии.

Еще одним важным правилом лоббиста может быть продвижение только тех инициатив, которые в принципе лежат в русле политики городских властей и так или иначе совпадают с настроениями в обществе.

Очевидное и вероятное

Иногда связь прослеживается явно. Можно отметить, например, принятый в ЗС усилиями единороссов Закон «О водном транспорте», раскритикованный всеми, кроме компании «Русские круизы». И сразу видно, что директор компании тоже ходила на выборы от «Единой России», а потом стала чиновником в профильном ведомстве.

А иногда влияние может быть неочевидным - когда группа депутатов вносит, к примеру, проект ограничений в той или иной сфере бизнеса, но оказывается, что изменения больше на руку крупным игрокам и могут заставить уйти с рынка мелких (тот же запрет на ночную торговлю водкой, выгодный торговым сетям).

Группа депутатов также может внести проект ограничений для бизнеса, а затем благосклонно выслушать убедительные просьбы коммерсантов не принимать такой закон - и поддаться на уговоры.

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Михаил Шевчук, Татьяна Климова, - Кому на самом деле служат в Петербурге депутаты // Деловой Петербург от 20.04.2011


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии