Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Россиянам запретят похмеляться до 8 утра

 13.01.2011
Версия для печати


Минимальный ночной запрет на продажу крепкого алкоголя, обязательный для всей территории России, судя по всему, будет на час короче, чем предполагалось: с 11 вечера до 8 утра. Такие рамки обозначены в окончательном варианте правительственного законопроекта о регулировании производства и продажи алкоголя, который мучительно согласовывался и уточнялся в разных инстанциях около полутора лет. Зато теперь, обещают законодатели, он в корне изменит систему регулирования алкогольной сферы.

Поправки в алкогольный закон были внесены правительством в Госдуму во вторник 11 января, но его текст в последней редакции появился на сайте Госдумы только вечером 12 января. Рассмотрение депутатами законопроекта ожидается в первом чтении уже в этом месяце, рассказал GZT.RU депутат Виктор Звагельский, который принимал участие в разработке законопроекта вместе с чиновниками Росалкогольрегулирования. «В любом случае, будем делать все быстро— мы в этом больше всех заинтересованы»,— говорит депутат.

Можно как в Чечне

Среди тех положений законопроекта, которые так или иначе отразятся на потребителях— временные рамки ночного запрета на продажу крепкого алкоголя. После принятия закона по всей стране будет запрещено продавать спиртное крепче 15% с 23.00 до 8.00 (утреннее время стало неожиданностью— до внесения в Госдуму в последнем варианте законопроекта значилось 9.00).

«Это минимум»,— поясняет депутат Звагельский: региональные власти будут иметь право ужесточать время запрета. «Если какой-то субъект федерации захочет его расширить, пожалуйста,— говорит законодатель.— Если кто-то хочет сделать, как в Чечне— разрешить всего два часа продажи в день,— это будет его право».

Напомним, что региональные власти уже не первый год по своему усмотрению ограничивают время торговли алкоголем крепостью более 15 градусов. К примеру, в Москве, согласно летнему распоряжению экс-мэра Юрия Лужкова, с 1 сентября 2010 года не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% предприятиями розничной торговли с 22.00 вечера до 10.00 утра. Однако до сегодняшнего дня, по словам Звагельского, те решения, которые принимали субъекты федерации по поводу ночного и вечернего ограничения продажи спиртного самостоятельно, были не совсем легитимны: они не попадали под действие федерального законодательства.

Этикетки утратят красоту

Законопроект потребует от производителей наносить на этикетки не только такую обязательную информацию, как объем, ингредиенты и т.п., но и крупную надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья, которая займет пятую часть (20%) площади тары и этикетки.

«Предупредительную надпись „Алкоголь вредит Вашему здоровью“ следует наносить „прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера“",— говорится в проекте документа.

В то же время потребительскую тару слабоалкогольной продукции (кроме пива и напитков на основе пива) с содержанием этилового спирта не более 7% законодатели решили сократить до 0,33 л.

Минимальная цена теперь законна

Впервые законодательно вводится минимальная цена на крепкий алкоголь— раньше Росалкогольрегулирование вводило их на основе распоряжений правительства. Последняя индексация минимальной цены состоялась 1 января 2011 г.

Это единственное положение закона, которое повлияет на розничную цену алкогольной продукции, уверяет Виктор Звагельский. По его словам, все остальные пункты документа, которые так или иначе повышают издержки бизнеса— например, введение лицензирования перевозки алкоголя, выравнивание ставки акцизов и т.п., не отразятся на ценах на алкоголь в рознице. «Вообще закон не направлен на удорожание,— отмечает он.— Он направлен на то, чтобы привести в порядок отрасль».

Депутат допустил, что производство слабого алкоголя после принятия закона подорожает примерно на 1,5%, но и это не отразится на розничных ценах, как не отразилась и индексация минимальных цен с Нового года, считает он.

Запретные места стали шире

Не забыли авторы законопроекта ужесточить и правила торговли алкоголем. В частности, в прежней редакции закона запрещалась продажа и распитие алкогольной продукции в зданиях, где расположены детские, образовательные, медицинские, спортивные и культурные организации. Теперь же, после принятия поправок, под запрет попадут и территории, прилегающих к таким зданиям. Насколько велики будут эти территории, пока не определено— это будет обсуждаться позже, для чего подготовлен отдельный законопроект, сообщил Звагельский.

Напомним, что к уже существующему запрету продажи спиртного несовершеннолетним в декабре был принят закон, который позволяет продавцам спрашивать удостоверение личности при покупке алкоголя.

Против тени

Большинство приведенных ограничений направлено на борьбу с алкоголизмом, как отмечают и авторы законопроекта. Вместе с тем, основной упор в документе все же делается на другом— повышении доходов федерального и региональных бюджетов за счет сокращения теневого рынка: производители нелегального спиртного уклоняются от уплата акцизов и других налогов.

Поэтому главная цель закона — отнять долю рынка у теневых производителей водки и крепкого алкоголя. «Закон составлялся таким образом, чтобы все мыслимые лазейки, о которых мы знаем, были убраны,— рассказывает Звагельский.— Это не значит, что они полностью исчезнут: всегда будут новые, но мы и их будем пресекать».

Чтобы лишить предприятия, которые выпускают контрафактную продукцию, источника дохода, ужесточаются правила лицензирования производства алкоголя. В частности, в законе вводится понятие выдачи акцизных марок исключительно под существующие мощности, предусмотрено досудебное аннулирование лицензии.

Коктейль не хуже коньяка

Произойдут изменения и в налогообложении. Так, предлагается введение единой (одинаковой) ставки акциза на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

«В пересчете на абсолютный спирт алкоголь един, поэтому и оплата акциза должна быть едина,— утверждает Виктор Звагельский.— Если в спиртном напитке содержится 7 и более процентов алкоголя, у него должна быть такая же акцизная ставка, как у 40-градусного коньяка. Почему раньше создавались преференции для слабого алкоголя, мне до последнего дня было непонятно».

Правда, такой напиток, как пиво, пока остается на несколько привилегированном положении, не без сожаления констатирует депутат. «В пересчете на абсолютный алкоголь пиво сейчас отстает от алкогольного градуса— этот дисбланс пока останется»,— говорит он.

Напомним, что в ноябре в первом чтении были приняты поправки в закон об алкогольной продукции, приравнивающие к ней пиво.

Водочная мелочь исчезнет

«В законе много пунктов, которые будут ставить жесткие барьеры на пути получения лицензий теми производителями и оптовиками, которые не соответствуют нормам и не в состоянии уплачивать акциз, которые используют мощности не по назначению, берут огромное количество марок, которые потом либо продают, либо ставят на неучтенную продукцию»,— поясняет Звагельский.

К описанным производителям, как правило, относятся мелкие производители. Законопроект уберет с рынка многих из них, признает депутат. Но поскольку, по его словам, на сегодняшний день две трети компаний, которые производят или продают алкогольную продукцию, являются «в лучшем случае полукриминальными», укрупнение алкогольного бизнеса пойдет только на пользу и позволит сделать эту сферу прозрачной.

Спирт втайне не перевезти

Правительство поставит «капкан» не только для производителей, но и для тех, кто использует лазейки при перевозке «левого» спирта— на этот вид деятельности теперь тоже потребуется получать лицензию и представлять уведомление. Также, судя по тексту законопроекта, предлагается лицензировать и перевозку нефасованных спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 25%.

«Речь идет только об автомобильном транспорте, поскольку перевозки железнодорожным транспортом уже давно лицензируются, и по железной дороге ни одного „левого“ литра спирта вообще не ходит»,— поясняет депутат.

Оригинал статьи см. здесь.

Источник: Илья Зиненко, "Россиянам запретят похмеляться до 8 утра" // GZT.RU от 12.01.2011
 


Ночь под вопросом

Чиновники не могут решить, запретить розничные продажи пива ночью или оставить. Во внесенном в Думу законопроекте говорится, что продавать пенный напиток можно, а в пояснительной записке — что нельзя.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что запрет на продажу в рознице с 23 до 8 часов распространяется на весь алкоголь, в том числе и на пиво. Но из самого законопроекта следует, что пиво крепостью 5% и менее ночью продавать будет можно. Регионы вправе устанавливать дополнительные временные и территориальные ограничения, но запретить продажу пива они также не смогут.

Запрет продавать пиво в ночное время обсуждается, настаивает депутат Госдумы Виктор Звагельский. Но пока не ясно, будет ли он утвержден отдельным законопроектом или поправками к нынешнему, отмечает он. Представитель правительства от комментариев отказался, с представителем Росалкогольрегулирования связаться не удалось.

Идея распространить запрет на пиво обсуждалась в течение года, подтверждает председатель Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. Союз потери пивных компаний пока не подсчитывал — еще нет данных, какую долю ночные продажи составляют в структуре выручки производителей, отмечает он.

В крупных сетевых магазинах на долю пива приходится 3-5% суточной выручки, из них на ночь — десятые доли процента, поэтому на бизнес крупных ритейлеров нововведение, если все-таки оно будет принято, не сильно повлияет, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. Пострадает в основном малый бизнес (киоски, одиночно стоящие магазины) — они, по прогнозам Белоновского, могут потерять до 40% выручки.

«На ночные продажи приходится в среднем около 7% от суточного оборота магазина, в ночных продажах на алкогольные напитки — а теперь это в основном пиво — приходится до 20%», — рассказывает совладелец группы «Виктория» Николай Власенко. В обороте ларьков на пиво приходится 40-50% выручки, говорит Владимир Повесин из Гильдии инвесторов остановочных сооружений (киоски на автобусных остановках). Но доля палаток, работающих круглосуточно, в общем объеме ларьков невелика, оговаривается он.

Представитель SABMiller Кирилл Болматов считает, что с точки зрения борьбы с пьянством запрет на ночную продажу крепкого алкоголя, включая пиво крепостью выше 5%, — шаг вперед. Но если запретят ночные продажи пива крепостью выше 1,5%, а это значит всего пива, то на ситуацию с пьянством это не повлияет, а по бизнесу может «больно ударить».

Оригинал статьи см. здесь.


Источник: Максим Товкайло, Мария Дранишникова, Александра Крекнина, Ирина Скрынник, "Ночь под вопросом" // "Ведомости" 3 (2769) от 13.01.2011


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии