Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь
Главная страница Субъекты лоббистской деятельностиОтраслевой лоббизмТабакАдминистрация президента против запрета продаж сигарет в ларьках

Администрация президента против запрета продаж сигарет в ларьках

 27.06.2011
Версия для печати


На фото: дерутат ГД Николай Герасименко

Антитабачный законопроект, подготовленный в том числе депутатами Николаем Герасименко и Ольгой Борзовой, не нашел поддержки в Кремле. В распоряжении РБК daily оказался отзыв государственно-правового управления президента на проект федерального закона «Об ограничении потребления табака». В нем чиновники отметили ряд недостатков законодательной инициативы, причем больше всего нареканий вызвало предложение о запрете торговли сигаретами в ларьках.

Отзыв из администрации президента на законопроект об ограничении потребления табака был отправлен председателю комитета Госдумы по охране здоровья Ольге Борзовой в ноябре. Копия документа, подписанного помощником президента, начальником государственно-правового управления Ларисой Брычевой, имеется в распоряжении РБК daily.

В письме президентская администрация называет ряд положений статьи 2 законопроекта «спорными и требующими уточнения». К примеру, вызывают нарекания такие термины, как «окружающий табачный дым», «рабочее место» и равнозначность понятий «продажа» и «реализация». Это можно назвать недостатками законопроекта, которые в новой редакции авторы имеют возможность исправить.

Однако основная претензия, которая может свести на нет всю законодательную инициативу комитета по охране здоровья, касается ограничения мест торговли табаком. Напомним, депутаты предлагали запретить продажу сигарет в ларьках и маленьких магазинах, в том числе формата «у дома», площадью менее 50 кв. м. По подсчетам экспертов, на такие точки приходится до 75% объема табачной торговли в России. В октябре соавтор законопроекта Николай Герасименко рассказывал о намерении скорректировать текст: предполагалось сохранить за ларьками право торговли сигаретами в случае получения ими специальной лицензии (см. РБК daily от 25.10.10).

Были ли действительно внесены такие изменения в законопроект, неизвестно: обновленный документ общественности не представлен. Судя по отзыву администрации президента, на рассмотрении в Кремле находилась первая версия документа. «Учитывая, что вредное воздействие на здоровье табака не зависит от того, приобретен ли он в крупном магазине или киоске, введение данной ограничительной нормы представляется искусственной мерой», — говорится в заключении.

В администрации президента считают, что на практике это может привести к «преимуществам в этом сегменте рынка для крупных торговых сетей» и потере части дохода мелких предпринимателей и местных бюджетов. Помимо этого в Кремле опасаются возвращения к практике лихих 90-х, когда табачными изделиями торговали с рук с соответствующим контролем за незаконными действиями со стороны милиции.

Против предложенных ограничений выступают и табачные компании. Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый уверен, что запрет на продажу сигарет в ларьках и магазинах малой площади не решит проблему подросткового курения в стране, а обернется потрясением для предприятий мелкой розничной торговли. «На наш взгляд, более эффективным способом решения проблемы продажи сигарет несовершеннолетним могло бы стать увеличение штрафов за нарушение правил продаж, а также, в качестве исключительной меры, административное приостановление торговой деятельности на определенный срок», — замечает собеседник РБК daily.

Ритейлеры тему законопроекта не комментируют. При этом на табачном рынке уверены, что поправка о запрете продажи сигарет в маленьких магазинах была инициирована крупными торговыми сетями. По данным «Nielsen Россия», в 2009 году на супермаркеты приходилось всего 7,8% продаж сигарет в стоимостном объеме и 6,5% в натуральном выражении. Неудивительно, что розничные гиганты стремятся увеличить свою долю на рынке, объем которого ассоциация «Табакпром» оценивает в 15 млрд долл.

Николай Герасименко уверен, что в негативном ответе со стороны администрации президента виноваты табачные лоббисты. «Они переврали все!» — горячится депутат. По его словам, авторы законопроекта трудятся над ним «в рабочем порядке», учитывая все замечания. Собеседник РБК daily не исключает, что до конца года подкорректированный законопроект будет внесен в Госдуму, как и планировалось раньше.



Дополнительные материалы

Комитет Госдумы по экономполитике и предпринимательству отправил на доработку законопроект, расширяющий перечень мест, где запрещена розничная продажа пива. Согласно документу, запрещается продавать пиво и слабоалкогольные напитки в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков и автомашин. Как пояснил член комитета депутат Виктор Звагельский, законопроект был поддержан правительством, тем не менее в нем есть ряд неточных формулировок. Кроме того, сейчас разрабатывается альтернативный правительственный проект об ограничении продажи пива. Если он будет внесен в ближайшее время, то депутатский законопроект снимут с рассмотрения.

Оригинал статьи см. здесь.


Источник: Наталья Копейченко, Денис Пузырев, "Администрация президента против запрета продаж сигарет в ларьках" // РБК daily от 9.12.2010


Комментарии:

09.12.2010 23:06:22
Толстых Павел Александрович
Антитабачным лоббистам, а также поддерживаемых ими в данном контексте лоббистами ритейла (Янина), и их карманным псевдопотребительскими организациями КОНФОП (Янин) не плохо бы вспомнить аналогичный случай пятилетней давности, - мои аплодисменты ГПУ Президента: Игорное лобби (в интересах крупных компаний). В 2005-2006 гг. в Государственную Думу было внесено несколько законопроектов по регулированию игорного бизнеса. 16 сентября 2005 года в Государственную Думу внесен законопроект "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари". Авторы законодательной инициативы депутаты В.Г.Драганов, Г.Г.Лазарев, Ю.Г.Медведев, В.Р.Мединский. В СМИ законопроект Валерия Драганова именуют «базовым», его явно лоббируют и активно пиарят крупные воротилы российского игорного бизнеса. Согласно законопроекту, вводятся требования к наличию банковской гарантии - не менее 300 млн. рублей и собственного капитала в размере не менее 150 млн. рублей; минимальная площадь игрового зала казино устанавливается не менее 800 кв. м, а зала игровых автоматов - 80 кв. м. При этом в одном казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов, а в зале автоматов - не менее 20. Но главное, у организатора игорного заведения с использованием игровых автоматов должно быть не менее 25 залов и не менее 1000 игровых автоматов в собственности. По сути, речь идет об укрупнении игорного бизнеса, выдержать которое смогут только мощные игровые сети. Кто выиграет: "Шторм Интернэшнл" и Ritzio Entertainment. 8 февраля 2006 года Валерий Драганов заявил газете "МК": «Обещаю вам в течение полугода вместе с коллегами-депутатами принять закон, который не просто ограничит, а ликвидирует мелкие, разрозненные, находящиеся в антисанитарном состоянии подобные заведения. “Игорное дно” должно исчезнуть, а крупные заведения — остаться… 9 февраля 2006 года в Госдуму поступило письмо за подписью главы государственного правового управления (ГПУ) администрации президента РФ Ларисы Брычевой с разгромным отзывом на законопроект. Брычева рекомендовала депутатам отложить рассмотрение документа, так как, по мнению специалистов ГПУ, он ориентирован исключительно на интересы крупного бизнеса.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии