Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь
Главная страница Главными "бюджетными лоббистами" названы 20 депутатов и 5 сенаторов

Главными "бюджетными лоббистами" названы 20 депутатов и 5 сенаторов

 13.10.2010
Версия для печати


Реальную возможность оказывать влияние на формирование расходной части консолидированного бюджета РФ в настоящее время имеют около 20 из 450 депутатов Госдумы. К такому выводу пришли авторы исследования "Лучшие лоббисты Госдумы пятого созыва. 2007-2010", подготовленного Центром по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти.

Законодателей, оказывающих существенное влияние при формировании главного финансового документа страны, эксперты называют "бюджетными лоббистами".

На сегодняшний день ключевым центром согласования интересов в области бюджетного лоббизма является трехсторонняя рабочая группа по совершенствованию межбюджетных отношений в РФ (ТРГ), в которую входят представители правительства, а также члены верхней и нижней палат парламента.

Именно они, по данным доклада, представляют и утверждают предложения по распределению и предоставлению дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, утверждают методики распределения субсидий, кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, перераспределение между субъектами невостребованных кредитов и прочие межбюджетные отношения.

Бюджетные лоббисты

Говоря о том, как проходит в парламенте работа над проектом федерального бюджета, авторы исследования отмечают, что в настоящий момент преобладающее число депутатов и членов Совета Федерации "практически отстранены от бюджетного процесса", а так называемые "нулевые чтения" бюджета сделали его формирование недоступным для общественного контроля.

По данным исследования Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, "сегодня лишь десятая часть парламентариев (порядка 50 человек) реально включена в процесс законодательных согласований".

"Не более 5% парламентариев (порядка 20 человек) включены в бюджетный процесс и имеют возможность оказывать влияние на формирование расходной части консолидированного бюджета РФ", - добавляют авторы документа.

Эксперты называют десять депутатов-единороссов, которые, по их мнению, имеют реальное влияние на формирование и изменение расходной части главного финансового документа страны на стадии его составления, внесения поправок и дальнейших корректировок.

В их числе вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, курирующий Саратовскую область, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев, отвечающий за Красноярский край, первый заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба (Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), а также первый вице-спикер Морозов (Татарстан), вице-спикер Любовь Слиска (Кемеровская область) и зампред комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (Кемеровская область).

Володин и Воробьев не входят в трехстороннюю рабочую группу, однако, по мнению авторов доклада, оказывают влияние на формирование расходной части бюджетов субъектов и формирование бюджета в целом.

"Следует обратить внимание на субъекты Федерации, представляемые указанными народными избранниками. Исходя из анализа бюджетов 2008-2010, большинство проблематичных вопросов по разделу "Межбюджетные трансферты" и ФЦП "закрываются" в виде дотаций и субсидий в приоритетном порядке для указанных регионов", - отмечается в тексте исследования.

Среди сенаторов наиболее влиятельными бюджетными лоббистами являются заместитель председателя верхней палаты парламента Светлана Орлова (Кемеровская область), председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин (Ростовская область), его первый заместитель Владимир Петров (Тверская область) и два зампреда из этого же комитета Александр Смирнов (республика Мордовия) и Вячеслав Новиков (Красноярский край).

"Единая Россия" и остальные...

Сотрудники Центра изучения проблем взаимодействия бизнеса и власти в своем исследовании отмечают гипертрофированную роль фракции парламентского большинства "Единая Россия" в современном законодательном процессе.

В подтверждение своих слов авторы пишут, что решение о поддержке того или иного законопроекта принимается на президиуме фракции "Единая Россия", который проходит по понедельникам. Это, в свою очередь, приводит к "демотивации депутатов присутствовать на пленарных заседаниях", а также к тому, что у депутатов из фракций КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" "практически нет возможности самостоятельно проводить законодательные акты до вступления в юридическую силу".

Согласно данным исследования, из инициированных депутатами Госдумы пятого созыва законопроектов президент РФ подписал 334 закона, и только в 15 из них среди авторов нет единороссов.

"Это составляет только 4,5%. Таким образом, можно констатировать, что депутаты, не входящие во фракцию "Единая Россия" и/или не согласовывающие свои законодательные инициативы с фракцией "Единая Россия", практически отстранены от законодательного процесса - возможности самостоятельного законотворчества", - делают вывод эксперты.

Показательна и статистика внесенных и принятых законопроектов, инициированных лидерами парламентских партий.

Так, самым "плодовитым" на законодательные инициативы, согласно данным Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, является председатель ЛДПР Владимир Жириновский. С начала пятого созыва он - как автор или как один из соавторов - внес в Госдуму 45 проектов законов, из которых был принят всего один.

На втором месте - руководитель фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев. Его подпись стоит под 37 внесенными законопроектами, а законами из них стали три документа.

Третье место занимает лидер КПРФ Геннадий Зюганов, предложивший на рассмотрение депутатов 12 законодательных инициатив. Однако до сих пор ни один документ, под которым стоит подпись главного коммуниста, не стал законом.

На четвертом месте по количеству внесенных законопроектов, но при этом на первом месте по числу уже принятых инициатив, находится руководитель парламентского большинства Борис Грызлов. Всего с начала пятого созыва лидер единороссов внес 10 законопроектов, пять из которых уже стали законами.

"Березовский" для Госдумы

Авторы исследования особое внимание уделяют другому типу лоббизма - "законодательной эффективности", то есть способности депутатов доводить инициируемые законопроекты до вступления их в юридическую силу.

Вообще под лоббизмом сотрудники Центра изучения проблем взаимодействия бизнеса понимают институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур, а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций в органах государственной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
При этом эксперты подчеркивают, что примеры лоббистской деятельности того или иного депутата не стоит напрямую ассоциировать с коррупцией.

По их мнению, в современном законодательном процессе гипертрофирована роль не только фракции "Единая Россия", но и главы думского комитета по финрынку Владислава Резника.

"С 12 апреля 2004 года он занимает ключевую позицию в законодательном лоббизме, координирует работу фракции "Единая Россия" по взаимодействию с правительством РФ. На депутата приходится значительная часть проведенных через парламент лоббистских инициатив", - говорится в исследовании.

Авторы отмечают, что по этому показателю Резник значительно опережает своих коллег по нижней палате парламента.

"Резника называют "Березовский Государственной Думы" за его способность согласовывать в правительстве и администрации президента самые сложные законопроекты и добиваться их одобрения", - добавляют они.

В частности, глава комитета по финрынку был замечен в лоббировании интересов госкомпаний "Роснано" и "Ростатом", компании "Русал", Фонда содействия реформированию ЖКХ и Центробанка РФ, в продвижении интересов крупных банков, туристического и аудиторского лобби и Агентства по страхованию вкладов.

Сотрудники Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти подтверждают свои слова фактами. Так, в апреле 2010 года в Госдуму был внесен законопроект, который расширяет финансовые полномочия "Росатома" и "Роснано". Одним из авторов этого документа был Резник.

Закон был принят нижней палатой 14 мая, одобрен Советом Федерации 26 мая и подписан президентом 1 июня. Согласно тексту, госкорпорация "Роснано" получила право осуществлять заимствования и выпуск облигаций, а госкорпорация "Росатом" - выдавать поручительства за счет своего имущества.

Резник был и автором поправок в закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которые существенно расширяют возможности этого Фонда по управлению имеющимися финансовыми ресурсами.

Глава думского комитета по финрынку также был одним из авторов законопроекта, который предоставляет Центробанку право осуществлять операции с памятными и инвестиционными монетами из драгоценных и недрагоценных металлов, памятными банкнотами, включая монеты, банкноты в сувенирной упаковке, с кредитными организациями, а также с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями.

"Данный законопроект выгоден Банку России, поскольку расширяет его полномочия", - поясняют авторы исследования.

Забота о банках, госкорпорациях и автодиллерах

Заместитель Резника в комитете, депутат Лиана Пепеляева названа в числе лоббистов, действующих в интересах крупных страховых компаний, банков, крупных туроператоров и страховых компаний, а также в интересах владельцев крупных сетей платежных терминалов.

В качестве одного из примеров авторы исследования приводят законопроект, соавтором которого была Пепеляева и согласно которому Банку России предлагается предоставлять российским кредитным организациям, имеющим рейтинг рейтингового агентства, в порядке и на условиях, которые установлены Советом директоров ЦБ, кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев. Требования к кредитным организациям, имеющим право на получение указанных кредитов, включая требования к уровню их рейтинга, устанавливаются Советом директоров ЦБ.

"Таким образом, создается система, ставящая крупные банки в привилегированное положение по сравнению с другими, так как именно им в большинстве случаев присваивают наивысший рейтинг", - поясняют сотрудники Центра.
Еще одним лоббистом Госдумы авторы исследования называют первого вице-спикера палаты Олега Морозова. На его счету, по их данным, законопроекты, призванные, в частности, облегчить жизнь строительной отрасли и автодиллерам.

Например, в апреле прошлого года Морозов вместе со своими соратниками по фракции - Светланой Журовой и Сергеем Железняком - предложили изменения в ряд законодательных актов об осуществлении градостроительной деятельности в упрощенном порядке.

"Эти поправки были выгодны строительным организациям, занимающимся возведением олимпийских объектов в Сочи", - отмечается в документе.

Закон существенно изменил требования к строительству олимпийских объектов. В частности, появилась возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем изменения их границ для земельных участков, предназначенных для предоставления взамен изымаемых. Было разрешено строительство линейных олимпийских объектов на землях сельхозназначения и упрощен порядок утверждения документации по планировке прилегающих к олимпийским объектам территорий.

Авторы исследования называют и других депутатов-единороссов, замеченных в лоббировании интересов той или иной отрасли. Так, первый зампред думского комитета по бюджету и налогам Глеб Хор замечен в лоббировании интересов госкорпораций и фондов, нефтяных компаний. Глава комитета по законодательству и госстроительству Владимир Плигин разрабатывал законопроекты в интересах адвокатов и госкорпораций, предлагал поправки в законодательство, выгодные крупным игровым сетям России.

Среди лучших лоббистов Госдумы пятого созыва авторы исследования называют и первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Владимира Пехтина, зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадия Кулика, первого зампредседателя думского комитета по строительству и земельным отношениям Валерия Панова, первого замруководителя фракции "Единая Россия" Валерия Рязанского и вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Депутаты-активисты

Сотрудники Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти в своем исследовании отмечают и самых активных депутатов пятого созыва по числу внесенных законодательных инициатив.

В первую десятку таких законодателей в основном вошли представители фракции "Единая Россия", два либерал-демократа - руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев (62 законопроекта) и депутат Сергей Иванов (69 законодательных инициатив), один эсер - Олег Михеев (60 внесенных проектов законов).

Из единороссов, согласно данным исследования, поправки в действующее законодательство чаще всего предлагает зампредседателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Владимир Горбачев (106 законопроектов). Следом за ним идет глава комитета по финансовому рынку Владислав Резник, который внес в Госдуму 104 законодательных инициативы. На третьем месте - председатель комитета по законодательству и госстроительству Владимир Плигин с 84 законопроектами.

В числе активных парламентариев числятся первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и его первый заместитель Владимир Груздев.

Депутаты-"двоечники"

При этом в Госдуме много депутатов, которые за время своих полномочий не внесли ни одной законодательной инициативы. Таких "законотворцев" почти 40 человек из 450 парламентариев. Среди них - бывшая спортсменка, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, а ныне заместитель председателя думского комитета по делам молодежи Светлана Хоркина.

По мнению авторов исследования, это "самые слабые законодатели Государственной Думы пятого созыва".

Статистические данные приведены по состоянию на 29 июля 2010 года, а аналитическая информация приводится по состоянию на 1 августа 2010 года.

Оригинал статьи см. здесь.



Источник: Главными "бюджетными лоббистами" названы 20 депутатов и 5 сенаторов // РИА новости за 13.10.2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии