Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Роль и место ТПП в системе взаимодействия бизнеса и государства

 29.08.2004
Версия для печати


В настоящее время Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее - ТПП РФ) является уникальной организацией, статус которой позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов как с государственными органами, так и с международными организациями. Это позволяет ТПП РФ являться мощным инструментом российского бизнеса для защиты своих интересов и создании четкой системы взаимодействия с государством, оперативно транслировать свои интересы в государственные органы и обеспечивать их защиту при принятии решений государственными органами. Немалую роль система торгово-промышленных палат России призвана играть и в информационном, организационном и инфраструктурном обеспечении функционирования российского предпринимательства. Очень важно, что подобный статус торгово-промышленных палат нашел свое законодательное закрепление и имеет уже достаточно устоявшуюся нормативную основу, а также большую правоприменительную практику и опыт организации работы.

Основу законодательного регулирования деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации составляет Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее - Закон "О ТПП").

Указанный Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их взаимоотношений с государством.

В соответствии с Законом "О ТПП" торгово-промышленной палатой признается негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. Торгово-промышленным палатам предоставляются все права и обязанности, установленные российским законодательством для некоммерческих организаций - осуществлять все права юридического лица, нести ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью (в пределах, необходимых для выполнения ее уставных задач). Полученная прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.

Торгово-промышленная палата также не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, равно как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово-промышленной палаты. В этом отношении торгово-промышленные палаты имеют точно такой же статус, как и союзы и ассоциации юридических лиц, деятельность которых регламентирована гражданским законодательством.

Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из федерального закона, а также законов субъектов Российской Федерации. Таким образом, в деятельности торгово-промышленных палат в полной мере реализуется принцип федерализма, позволяющий субъектам Российской Федерации принимать активное участие в создании нормативно-правовой базы для региональных торгово-промышленных палат. В этом проявляется один из многих аспектов правового взаимодействия органов государственной власти Российской федерации и ее субъектов с объединениями предпринимателей.

Особый статус и место торгово-промышленных палат в системе отношений экономических субъектов и государственных органов проявляется, в частности, в законодательно установленном запрете на использование наименования "торгово-промышленная палата" и образованных на его основе словосочетаний в названиях общественных организаций, созданных не в соответствии с положениями Закона "О ТПП". Такие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания "торгово-промышленная палата", "торговая палата" или "промышленная палата" и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

Торгово-промышленные палаты являются уникальным образованием, аккумулирующим, представляющим и защищающим интересы российских экономических субъектов, обеспечивающим систему взаимоотношений государственных органов с предпринимательскими структурами. В соответствии с Законом "О ТПП" торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

В соответствии с действующим российским законодательством торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;

организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

выполняют другие задачи с учетом положений Международных договоров Российской Федерации.

Находясь "на стыке" интересов предпринимательства и государства, торгово-промышленные палаты призваны выполнять особую роль "транслятора" интересов предпринимательских структур в органах государственной власти. Этим объясняются некоторые особенности взаимоотношений торгово-промышленных палат с государственными органами. Так, в частности, Законом "О ТПП" установлено, что государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных палат. В то же время вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается. Подобный принцип, однако, не исключает возможность осуществления соответствующими государственными органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации торгово-промышленными палатами.

Законом "О ТПП" установлены принципы и порядок образования торгово-промышленных палат. Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей. Они образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-территориальных образований Российской Федерации, при этом на одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей, которые созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, где принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.

Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия, независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Законодательством не устанавливается каких-либо особых требований к отраслевой принадлежности, размеру и осуществляемой деятельности членов торгово-промышленных палат, что дает возможность обеспечить действительно широкое участие экономических субъектов в их деятельности, защищать свои интересы с использованием достаточно больших возможностей торгово-промышленных палат, фактически представляющих собой, как это следует из дальнейшего анализа, единую систему, возглавляемую Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

Законодательно предоставленные возможности торгово-промышленных палат действительно достаточно широки. В соответствии с действующим российским законодательством торгово-промышленные палаты имеют право:

осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий в предпринимателей;

представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;

оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;

удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;

вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;

организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей;

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;

издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;

самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;

открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;

для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;

осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.

Права торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Законодательство России устанавливает довольно широкие имущественные гарантии деятельности торгово-промышленных палат. Так, например, они имеют в собственности здания, сооружения, оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество, необходимое для выполнения уставных задач. Торгово-промышленные палаты имеют право создавать предприятия, которые владеют, пользуются и распоряжаются закрепленными за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения в соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также договорами, заключаемыми торгово-промышленными палатами с указанными предприятиями. Для реализации социальных, управленческих и иных общественно полезных функций торгово-промышленные палаты имеют право создавать учреждения, переданное которым имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими предприятий, иные поступления. Имущество торгово-промышленных палат используется для обеспечения их деятельности (содержание аппарата, осуществление исследовательских работ, ведение информационно-правовых мониторингов) и образования их фондов, многие из которых направлены на целевое финансирование различных мероприятий по поддержке российских предпринимателей.

Закрепляя обезличенный характер имущества торгово-промышленных палат, законодателем установлено, что в случае выхода из торгово-промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не возвращаются и претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не принимаются. Это позволяет создать гарантии от излишнего влияния на деятельность палат (путем использования финансовых и имущественных рычагов воздействия) со стороны крупных экономических субъектов или их объединений, являющихся членами торгово-промышленных палат и пытающихся с использованием их возможностей отстаивать собственные интересы в ущерб интересам других экономических субъектов или государства в целом.

Особое место в системе торгово-промышленных палат России занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Деятельность ТПП РФ регулируется Законом "О ТПП" и осуществляется в соответствии с Уставом ТПП РФ, утвержденный III Съездом Торгово-промышленной палаты РФ от 28 февраля 1998 г.

В соответствии с Уставом ТПП РФ является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, флаг Палаты и штандарт (флаг) Президента Палаты с изображением эмблемы ТПП России - жезл Меркурия, и со своим наименованием, а также банковские расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях.

Местонахождение ТПП России: 103684, Российская Федерация, г.Москва. ул.Ильинка, д. 6.

Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в соответствии с Законом "О ТПП", российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

ТПП России создана в целях объединения на федеральном уровне торгово-промышленных палат субъектов и административно-территориальных образований (далее - территориальные торгово-промышленные палаты) Российской Федерации для содействия развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран, а также согласования и представительства интересов всех членов ТПП России, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения на территории Российской Федерации.

ТПП России выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне. ТПП России в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Уставом осуществляет общую координацию деятельности территориальных торгово-промышленных палат, представляет их интересы в международных организациях. Таким образом, законодательно закрепляется координирующая функция ТПП РФ по отношению к территориальным палатам, что позволяет осуществлять общую политику и говорить о торгово-промышленных палатах как о единой системе.

ТПП России осуществляет свои функции самостоятельно либо через палаты, образованные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации и на территории других административно-территориальных образований Российской Федерации, а также через созданные ею организации, представительства и филиалы Палаты.

Основными функциями ТПП России являются:

оказание российским организациям и предпринимателям, в том числе фермерским хозяйствам, помощи, представление и защита их прав и интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействия с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами, участие в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений, разрешении трудовых споров, в работе органов социального партнерства;

содействие привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации;

организация работы в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками, по обеспечению безопасности предпринимательства, защите инвестиций и оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов;

изучение и анализ предпринимательской деятельности, применения действующих в данной области нормативных актов и внесение предложений по их совершенствованию;

принятие мер к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

содействие развитию экспорта российских товаров и услуг, оказание практической помощи российским организациям и предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами, проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

установление и развитие связи с иностранными деловыми и общественными кругами, а также с объединяющими или представляющими их организациями; участие в работе различных международных организаций, участие в деятельности смешанных торговых палат и совместных деловых советов;

ведение негосударственного Реестра российских организаций и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом, негосударственного реестра экспертов по товарной экспертизе системы "ТПП Эксперт" и экспертов по оценочной деятельности "ТПП Оценщик", других негосударственных реестров, определение порядка их ведения, выдача регистрационных свидетельств и удостоверений;

оказание российским и зарубежным фирмам, организациям, предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные и консультационных услуг по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, изучения рынков, осуществления внешнеэкономических и валютно-финансовых операций, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Палаты, содействие развитию инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства в России и за рубежом;

оказание содействия российским и иностранным организациям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, содействие коммерческой реализации их прав на объекты промышленной собственности;

содействие организации российских и международных выставок;

оказание издательских и рекламных услуг;

содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участие в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области.

Кроме того, ТПП России удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, определяет порядок удостоверения торгово-промышленными палатами сертификатов происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В рамках обеспечения внешнеторговой деятельности российских организаций ТПП России свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации.

Одной из важных функций ТПП России, находящихся на стыке государственных и общественных полномочий, является выдача разрешений на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, и обеспечивает предоставление иностранным фирмам и организациям (их представительствам) услуг, необходимых для осуществления их деятельности.

Кроме того, ТПП РФ выдает карнеты АТА - международные таможенные документы для временного ввоза/вывоза товаров, определяет порядок их оформления и выдачи.

Торгово-промышленной палатой России осуществляется научно-аналитическая, исследовательская деятельность по основным проблемам экономики, развития предпринимательства.

Являясь наиболее массовой представительной организацией российского бизнеса, ТПП России стимулирует развитие предпринимательства, осуществляет награждение медалями, дипломами и другими наградами ТПП России за вклад в развитие предпринимательства в России.

Для реализации своих функций ТПП России наделена целым рядом прав, делающим ее мощным представительским органом российского предпринимательства для защиты собственных интересов.

К основным правам ТПП РФ относятся:

осуществление независимой экспертизы проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы коммерческих и некоммерческих организаций, а также предпринимателей. Указанное право позволяет отстаивать интересы членов ТПП уже на стадии разработки того или иного политического решения, позволяет учитывать мнение широких слоев российского бизнеса для формирования согласованной и уравновешенной экономической политики государства;

участие в подготовке проектов законов Российской Федерации, указов Президента России, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы предпринимателей. Такое участие может осуществляться путем включения представителей ТПП в состав рабочих групп по разработке проектов нормативных актов, сбора и предоставления разработчикам нормативных правовых актов статистической, экономической и иной информации, предоставления консультаций по основным вопросам практического осуществления деятельности в той или иной сфере и иными способами;

представление и защита законных интересов членов ТПП России в государственных органах. Обладая большим общественным авторитетом, широкой представительностью, ТПП РФ имеет реальные возможности для защиты интересов своих членов в государственных органах различных ветвей власти и различных уровней, обеспечивая консультационную и организационную поддержку своим членам в рамках осуществляемых функций и в порядке, определяемом законодательством. Способами такой защиты могут быть как проведение консультационных и согласительных совещаний с представителями государственных органов, использование политического авторитета ТПП РФ, так и прямая судебная защита нарушенных прав;

участие в составе российских частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, российских делегаций на сессиях органов международных организаций, переговорах с иностранными государствами по вопросам внешней торговли, экономического и научно-технического сотрудничества.

Кроме того, ТПП России имеет право входить в состав и участвовать в работе межправительственных, правительственных и межведомственных комиссий по вопросам международного экономического сотрудничества, а также национальных комитетов и других органов и организаций, действующих и создаваемых в целях развития такого сотрудничества.

Помимо прав осуществлять предпринимательскую деятельность для обеспечения целей своей деятельности, ТПП России имеет право в установленном законодательством порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать в России и за границей организации, а также совместно с иностранными предпринимателями и организациями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты, совместные деловые советы и участвовать в их деятельности.

В рамках координационной деятельности между торгово-промышленными палатами ТПП РФ имеет право осуществлять негосударственную аккредитацию территориальных торгово-промышленных палат.

Широкий представительный характер ТПП РФ выражается и в демократических принципах управления ею. Так, например, высшим руководящим органом ТПП России является Съезд Палаты, созываемый Правлением Палаты не реже одного раза в 5 лет. Для решения вопросов, не терпящих отлагательства, могут созываться внеочередные съезды Палаты.

Внеочередные съезды Палаты созываются по решению Правления ТПП России, по требованию Ревизионной комиссии или по требованию не менее 1/3 членов Палаты.

Для руководства деятельностью ТПП России в период между съездами Съезд Палаты избирает Правление Палаты сроком на 5 лет. Количество избираемых членов Правления ТПП России определяется Съездом Палаты. В состав Правления ТПП России входят по должности Президент ТПП России и вице-президенты.

Правление ТПП России возглавляется Председателем Правления, которым по должности является Президент Палаты. Работа Правления Палаты осуществляется в соответствии с принимаемым Правлением Регламентом. Члены Правления Палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Президиум Правления ТПП России (далее - Президиум) является органом Правления Палаты, осуществляющим коллегиальное рассмотрение текущих вопросов деятельности ТПП России, не отнесенных Уставом ТПП России к исключительной компетенции Съезда, Правления и Президента ТПП России.

Президиум избирается Правлением Палаты из числа членов Правления по представлению Президента ТПП России сроком на 5 лет.

Президиум возглавляет его Председатель, которым по должности является Президент Палаты.

Для решения вопросов оперативного руководства Палатой Съезд ТПП России избирает Президента Палаты сроком на 5 лет. В настоящее время Президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации является Евгений Максимович Примаков.

Президент ТПП России руководит текущей деятельностью Палаты, организует исполнение решений Съезда Палаты, Правления Палаты и Президиума Правления Палаты, координирует деятельность территориальных торгово-промышленных палат на федеральном уровне, утверждает регламенты, положения арбитражных институтов (третейских судов) при ТПП России, списки арбитров (судей), а также утверждает Положение об Ассоциации диспашеров, осуществляет иные функции, предусмотренные Уставом ТПП РФ.

В целях содействия развитию различных видов предпринимательства в Российской Федерации, а также для поддержки новых экономических структур и распространения отечественного и зарубежного опыта их работы в условиях рыночной экономики ТПП России создает комиссии и комитеты. Комиссии и комитеты ТПП России проводят изучение и анализ нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, практику их применения, а также вырабатывают предложения по их совершенствованию и рекомендации по формированию позиции деловых кругов.

В настоящее время в ТПП РФ создано и действуют 23 комитета:

1. Комитет по предпринимательству в сфере упаковки - председатель - А.Г. Бойко

2. Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, - председатель - А.В. Коржаков

3. Комитет по финансовым рынкам и кредитным организациям, - председатель - И.Ю. Юргенс

4. Комитет по информационному обеспечению предпринимательства, - председатель - А.Д. Иоффе

5. Комитет по содействию внешнеэкономической деятельности, - председатель - С.Ю. Глазьев

6. Комитет по устойчивому развитию и экологии, - председатель - Ю.В. Пискулов

7. Комитет по деловой этике, - председатель - Г.К. Ратникова

8. Комитет по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере, - председатель - В.А. Семенов

9. Комитет по транспорту и экспедированию, - председатель - В.Б. Ефимов

10. Комитет по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, - председатель - В.П. Ермаков

11. Комитет по промышленному развитию и высоким технологиям, - председатель - С.С. Сулакшин

12. Комитет по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, - председатель - Б.М. Фомин

13. Комитет по развитию потребительского рынка, - председатель - Ю.К. Твилдиани

14. Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, - председатель - Ю.И. Котов

15. Комитет по предпринимательству в сфере туризма, - председатель - А.С. Соколов

16. Комитет по вопросам социальной политики, - председатель - Н.И. Сидоров

17. Комитет по оценочной деятельности, - председатель - В.М. Рутгайзер

18. Комитет по качеству продукции, - председатель - Г.П. Воронин

19. Комитет по предпринимательству в сфере игр и лотерей, - председатель - В.В. Панькин

20. Комитет по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности, - председатель - А.Г. Поршнев

21. Комитет по интеллектуальной собственности, - председатель - О.В. Гордийко

22. Комитет по рекламе, - председатель - В.Г. Кисмерешкин

23. Комитет по вопросам экономической интеграции СНГ, - председатель - А.В. Захаров

 



Комиссии и комитеты ТПП России создаются решением Правления Палаты и осуществляют свою деятельность в соответствии с утверждаемыми им положениями. Председатели комиссий и комитетов ТПП России назначаются и освобождаются Правлением Палаты.

При ТПП России действуют целый ряд арбитражных институтов, среди которых:

Международный коммерческий арбитражный суд;

Морская арбитражная комиссия;

Третейский суд по разрешению экономических споров и иные специализированные органы.

Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда, Морской арбитражной комиссии, Третейского суда по разрешению экономических споров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, положениями и регламентами, утверждаемыми ТПП России.

Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) - один из старейших и ведущих в мире постоянно действующих международных коммерческих арбитражей (третейских судов).

Многолетний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность.

МКАС первым в России среди третейских судов стал лауреатом премии "Фемида-99" за вклад в создание демократического общества и развитие институтов правового государства.

Высокий мировой статус МКАС подтверждает его членство в Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ).

Правовой статус Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС) определен Законом "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 года и Положением о МКАС, которое является приложением 1 к указанному Закону. В основу данного Закона положен Типовой закон, принятый в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренный Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем национальном законодательстве.

МКАС является независимым постоянно действующим арбитражным (третейским) судом. Он состоит при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает Регламент МКАС, порядок исчисления арбитражного сбора, других расходов суда, оказывает иное содействие его деятельности.

Морская арбитражная комиссия (третейский суд) по рассмотрению споров в сфере торгового мореплавания была образована при Всесоюзной Торговой палате в 1930 году. С 1993 года она состоит при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и является правопреемником Морской арбитражной комиссии, ранее действовавшей при Всесоюзной Торговой палате.

Морская арбитражная комиссия - один из старейших и крупнейших в мире специализированных постоянно действующих арбитражных органов, который пользуется заслуженным авторитетом в России и за рубежом.

В 1930 году в Москве на основе закона была создана Морская арбитражная комиссия, ставшая первым постоянно действующим третейским судом в стране и являющаяся сегодня одним из старейших морских арбитражей в мире. Ее образование и развитие диктовались потребностями торгового мореплавания и внешней торговли, в осуществлении которой важнейшая роль принадлежит морскому транспорту. Учреждена она была при торговой палате, призванной в рамках содействия торговле создавать условия для использования арбитража.

За время существования МАК менялись правила, касающиеся ее организации и деятельности, в том числе в части расширения круга споров, могущих передаваться на ее рассмотрение. В настоящее время ее статус определяется Положением о МАК при ТПП РФ, являющимся приложением к Закону РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже". Будучи разработанным на базе Типового закона, подготовленного Комиссией ООН по праву международной торговли, российский закон отвечает мировым стандартам в части регулирования арбитража как внесудебного, частно-правового метода разрешения споров, используемого по договоренности между предпринимателями из различных стран.

Третейский суд для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации действует с 1993 года и на сегодня является одним из наиболее крупных и авторитетных постоянно действующих третейских судов в России.

Торгово-промышленной палатой Российской Федерации осуществляется обширная деятельность по информационной поддержке российского предпринимательства, проводятся практические семинары, предоставляются консультации и разъяснения по многим практическим вопросам функционирования бизнеса. Для этих целей при ТПП РФ созданы и функционируют целый ряд организаций, предоставляющих всевозможные услуги: от сведений из базы данных российских предприятий с указанием производимых товаров и услуг, до консультационных услуг в сфере финансовой деятельности и бухгалтерского учета.

Являясь наиболее представительной организацией российского бизнеса, ТПП РФ представляет его интересы не только внутри государства, но и в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью. Это позволяет членам ТПП РФ не только отстаивать свои интересы на международном уровне, но принимать участие в мировом интеграционном процессе, обмениваться опытом и распространять информацию о себе, своих товарах и услугах.

Таким образом, даже краткий анализ правового статуса и деятельности Торгово-промышленной палаты России позволяет сделать вывод, что данная организация призвана быть не только самым представительным органом российского предпринимательства, активно отстаивающим интересы своих членов внутри государства и за его пределами, но и, обладая мощными организационными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, определять стратегию и основные направления развития российского бизнеса, в том числе и путем соответствующей корректировки и дополнения деятельности государственных органов в соответствующих сферах. Часть полномочий ТПП России, предусмотренных действующим законодательством, фактически находятся в рамках самоорганизации экономических субъектов, часть полномочий самой Палаты и действующих при ней организаций способствуют более эффективному осуществлению государством своих функций. Уникальный правовой статус ТПП РФ, новые методы руководства и организации деятельности Палаты, объединяющей профессиональных и целеустремленных людей, являются достаточными основаниями предполагать, что ее роль в формировании новых взаимовыгодных путей взаимодействия государства и бизнеса в России в ближайшее время будет только возрастать.



Источник: Вилисов М.В., руководитель юридического отдела ЦЗПП


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии