Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

European Code of conduct on lobbying

 28.05.2010
Версия для печати


 Повестка дня весенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), проходившей в Страсбурге с 26 по 30 апреля, была чрезвычайно насыщенной. Многие вопросы изначально вызывали большой международный политический резонанс, как то: борьба с морским пиратством, последствия войны между Россией и Грузией, голод ("голодомор") в СССР, биоразнообразие и изменение климата. Исключительную важность для нашей страны имели выборы члена Европейского суда по правам человека от Украины.

 В то же время некоторые вопросы повестки дня сессии ПАСЕ оказались в тени и не получили, как представляется, должного освещения в СМИ. Хотя их актуальность для всех без исключения европейских государств является очень высокой. Один из таких вопросов – это лоббирование, тема, вызывающая смешанные чувства у отечественного политико-административно-олигархического бомонда. Она не только любопытна (а как в других странах решаются дела, всегда ли в тех же так называемых "старых демократиях" присутствует широко заявляемая демократичность и открытость при принятии решений с высокой финансовой составляющей, или же есть-таки двойные стандарты), но и имеет огромную практическую важность. Она состоит в том, что лоббирование – это цивилизованный способ влияния на принятие высшими органами государственной власти решений. Понимание и заимствование механизмов его осуществления (включая раскрытие) позволит отбелить те связи, которые у нас принято называть не иначе как коррупционные. Для отечественного бизнеса и административного аппарата конвертация коррупционных связей в цивилизованную лоббистскую деятельность – прямой путь к повышению инвестиционной привлекательности Украины.

26 апреля, в первый день работы сессии ПАСЕ, был представлен доклад г-на Хосе Мендеса Бота (Mr. Jose Mendes Bota) из Португалии, члена группы Европейской народной партии, "Лоббирование в демократическом обществе (Европейский кодекс поведения при лоббировании)" ("Lobbying in а democratic society (European Code of conduct on lobbying)").

 Докладчик предложил ряд принципов для разрабатываемого Европейского кодекса хорошего поведения ("good conduct") при лоббировании. При выработке этих принципов был учтен опыт лоббистской деятельности в органах Европейского Союза и Совета Европы, в ряде государств-членов СЕ, а также в США и Канаде. Хотелось бы отметить критичность г-на Боты относительно представленной им темы, его бескомпромиссность, а значит, объективность в изложении материала, не важно, о каких демократиях ("старых" или "новых") шла речь. Это сделало доклад ценным и поучительным особенно для нас, постоянно выслушивающих из-за рубежа упреки и даже обвинения в непрозрачности принятия решений по важным внутренним политическим и экономическим проблемам, а следовательно, в "нецивилизованности" и "неевропейскости" нашей державы.

 Например, говоря о США, докладчик привел слова Збигнева Бжезинского, произнесенные в 2002 году, о том, что Вашингтон – это "наиболее коррумпированная столица мира", а национальная (в смысле американская) политическая культура является таковой, "в которой нет разницы в том, что является незаконным и что является неэтичным" ("in which there's no distinction between what is illegal and what is unethical"). Oн также отметил сравнительно недавний (2005 год) коррупционный скандал (дело Абрамова – "Abramoff affair"), в результате которого была принята отставка конгрессмена от республиканцев, обвиненного в получении 2,4 млн долл. за содействие некоторым компаниям в заключении оборонных контрактов.

 Вместе с тем  относительно регулирования лоббистской деятельности Х.М.Бота назвал американское законодательство одним из наиболее развитых среди западных демократий. Оно устанавливает более или менее четкие рамки деятельности лоббистов и способы  контроля над ними со стороны государства.

 Так, в соответствии с положениями Закона США 1995 года "О раскрытии лоббистской деятельности" ("Lobbying Disclosure Act of 1995") лоббистом признается любое лицо, которое получает компенсацию в 5 тыс. долл. или более за шестимесячный период, осуществляет расходы на сумму в 20 тыс. долл. или более за шестимесячный период для целей лоббирования или устанавливает более одного контакта с целью лоббирования и тратит 20% или более своего времени за шестимесячный период лоббистской деятельности для организации или отдельного клиента. В качестве лоббирования рассматривается любое общение – письменное или устное – с должностными лицами соответствующей законодательной сферы или должностными лицами соответствующей исполнительной сферы относительно формулирования, изменения или принятия политики или законодательства и управления или исполнения федеральной программы или политики.

 Лоббисты должны зарегистрироваться в течение 45 дней с момента контакта с целью лоббирования или после найма на работу для такого рода деятельности и раскрывать информацию о любой организации, выплатившей более 10 тыс. долл. за данную деятельность в течение шестимесячного периода. Каждые шесть месяцев лоббисты должны предоставлять детальный отчет о своей деятельности, включая добровольную оценку своих общих расходов за лоббизм в течение данного периода (см. п. 17 и 18 Пояснительного меморандума).

 В целом же нормативно-правовое регулирование лоббистской деятельности в США и Канаде, по мнению Х.М.Боты, основано на следующих принципах:
– публичная отчетность о лоббировании;
– разделение лоббистов на категории;
– обязательная регистрация;
– раскрытие содержания обязательств;
– принцип потенциальных конфликтов интересов и двухгодичное запрещение на осуществление лоббистской деятельности после оставления офиса (имеется в виду запрет на лоббистскую деятельность, практикуемый в Канаде, для бывших федеральных министров и других высших должностных лиц).

 В странах – членах Совета Европы лоббистская деятельность также очень распространена. Однако ее регулирование, если сравнивать с США и Канадой, явно недостаточно. Удивительно, но изученные докладчиком страны Западной Европы, которые мы традиционно относим к "старым демократиям", в подавляющем большинстве вообще не имеют специального законодательного регулирования лоббизма (Австрия, Дания, Франция, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды и даже Великобритания). При этом сама лоббистская деятельность чрезвычайно активна и существовала всегда.

 Материалы, представленные докладчиком по вышеуказанным государствам, приводят к мысли о том, что только в наши дни они "созрели" к соответствующему нормативно-правовому регулированию, испытав за последние годы потрясения от ряда громких коррупционных скандалов. В качестве примеров приводятся, в частности, британский скандал двухлетней давности о "продаже пэров" ("sale of peerages' scandal"), касавшийся особых связей между, как отмечает докладчик, политическими пожертвованиями и членами верхней палаты британского парламента; скандал во Франции – о попытке особым образом повлиять на Международный олимпийский комитет, чтобы он принял соответствующее решение относительно места проведения Олимпийских игр 2012 г. В настоящее время вопросы лоббистской деятельности в этих странах регулируются главным образом посредством некоторых самых общих норм внутреннего избирательного законодательства и "неписанных традиций" (например, в Дании согласно таким традициям группы интересов должны зарегистрироваться в парламентском комитете, на решения которого они пытаются воздействовать).

 На этом фоне выделяется ФРГ, единственное из западноевропейских государств, имеющее специальные нормы, которое предусматривает регистрацию лоббистов (групп интересов). Особенность их регистрации состоит в том, что, заявляя общую информацию (наименование организации, месторасположение ее офиса, состав руководящих органов, сфера интересов), они не обязаны раскрывать вопросы финансового характера. Также существуют кодексы этичного поведения госслужащих, парламентариев, обязывающие сообщать о получении подарков, своих затрат на путешествия и вообще любых доходов, членстве в каких-либо иных организациях. Есть внутренние кодексы этического поведения неправительственных организаций, объединяющих специалистов (консультантов) по различным вопросам (Немецкая ассоциация политических консультантов, Немецкое общество публичных отношений).

 Самое развитое нормативно-правовое регулирование лоббистской деятельности, а именно – специальное законодательство, в настоящее время принято в бывших социалистических государствах: Венгрии (2006 год), Литве (2001 год), Грузии (1998 год) и Польше (2005 год), которые стремятся всячески продемонстрировать миру гигантские шаги на пути строительства демократии. Их законы обязывают организации, занимающиеся лоббистской деятельностью, регистрироваться, а также вводят санкции за лоббизм без официальной регистрации (например, в Венгрии занятие лоббистской деятельностью без регистрации в течение трех лет предусматривает штраф до 40 тыс. евро).

 Следует подчеркнуть, что вопросам регулирования лоббизма уделяется внимание в Европейском Союзе. Х.М.Бота отмечает, что в рамках различных институтов ЕС действует примерно 15 тыс. групп интересов. Из них около 2600 имеют свои офисы в Брюсселе. Между тем должным образом зарегистрировано не более 7% (!) от всех занимающихся лоббистской деятельностью. При Европарламенте зарегистрировано более 4200 лоббистских организаций. Специальные нормы по лоббированию зафиксированы в различных правовых источниках: правилах процедуры Европарламента, актах Европейской Комиссии. Приняты Кодекс хорошего административного поведения (the Code of Good Administrative Behaviour) и Кодекс поведения комиссаров (the Code of Conduct for Commissioners).

 Докладчик обращает внимание на то, что в нормативно-правовом регулировании Совета Европы отношений с группами интересов нет ясности. Нормы изложены несистемно и невзаимосогласованно, разбросаны по различным актам (в Уставе СЕ, уставных резолюциях, положениях, определяющих поведение персонала СЕ). Подчеркну, что лоббизм здесь рассматривается в несколько ином, специфическом смысле. Под группами интересов понимаются различные международные и национальные неправительственные организации, выступающие как представители общественности, различных слоев (групп интересов) гражданского общества, с которыми органы СЕ осуществляют партнерство (резолюция ПАСЕ 1554 (2007 год) "Конфликт интересов", резолюции Комитета министров 8 (2003 год) "Статус участника, предоставляемый международным неправительственным организациям в Совете Европы" и 9 (2003) "Статус партнерства между Советом Европы и национальными неправительственными организациями").

 В заключение приведу принципы, которые, по мнению Х.М.Боты, должны стать основой будущего Европейского кодекса хорошего поведения при лоббировании:

1) лоббирование должно быть четко определено, чтобы различать лоббирование как профессиональную оплачиваемую деятельность и деятельность организаций гражданского общества;

2) открытость в сфере лоббирования должна быть повышена;

3) должны быть установлены нормы, применяемые к политикам, гражданским служащим, членам групп давления и коммерческих предприятий, включая принцип потенциального конфликта интересов и определение периода времени, прошедшего после оставления офиса, в течение которого лоббистская деятельность должна быть запрещена;

4) субъекты, вовлеченные в лоббистскую деятельность, должны регистрироваться;

5) должны проводиться предварительные консультации с лоббистскими организациями по любому законодательному проекту в соответствующей сфере;

6) отчетливое, прозрачное, честное лоббирование должно поддерживаться настолько, чтобы улучшить публичный образ лиц, вовлеченных в данную деятельность.

 Как видим, предложенные принципы построены на опыте не только государств – членов Совета Европы, самого Совета Европы и Европейского Союза, но и США и Канады. По итогам обсуждения доклада Х.М.Боты ПАСЕ приняла резолюцию 1908 (2010) "Лоббирование в демократическом обществе (Европейский кодекс поведения при лоббировании" (т. е. с названием, аналогичным названию заслушанного доклада). В рекомендации в самой сжатой форме отражены основные положения доклада, а в последнем п. 11 – изложены вышеприведенные принципы, которые должны стать для Комитета министров опорными при разработке одноименного кодекса.

 Представляется, что данное направление деятельности Совета Европы, если не и подтолкнет украинского законодателя к немедленной разработке соответствующих актов, то во всяком случае обеспечит почву для размышлений всем, известным и неизвестным широким массам, влиятельным игрокам украинской политики и бизнеса.



Источник: Щекин Юрий, "Лоббирование как цивилизованный способ влияния"// Информационное агентство "Минпром" от 28 мая 2010 года

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии