Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Сбербанк отгружает коммунальные услуги

 16.03.2010
Версия для печати


Решение правительства Москвы о том, что комиссия банкам за оплату коммунальных услуг должна уплачиваться потребителями, а не поставщиками услуг ЖКХ, лишило Сбербанк конкурентных преимуществ на рынке коммунальных платежей, где госбанк за счет отсутствия комиссии был фактически монополистом. С 1 мая при оплате коммунальных услуг московский Сбербанк будет взимать 3% от суммы платежа, что соответствует среднерыночным тарифам. Для граждан это означает фактическое повышение тарифов ЖКХ, а для Сбербанка — возможность освободиться от избыточной социальной нагрузки, повысив рентабельность операций.

О том, что московский Сбербанк будет взимать комиссию за оплату услуг ЖКХ, сообщила www.gzt.ru. В пресс-службе московского Сбербанка уточнили, что произойдет это не ранее 1 мая. "Это связано с решением правительства города Москвы о переносе оплаты комиссионного вознаграждения банку с поставщиков услуг на потребителя. Таким образом, просто меняется схема получения банком комиссионного вознаграждения",— сообщила руководитель пресс-службы московского Сбербанка Юлия Шелегова. Размер комиссии будет зависеть от способа оплаты: в офисе банка она составит 3%, а через удаленные каналы обслуживания — 1%.

По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), годовой оборот рынка приема платежей за услуги ЖКХ превышает 300 млрд руб. Крупнейшим игроком на этом рынке является Сбербанк; по оценкам самого банка, его доля в среднем составляла 30%, при этом в зависимости от региона доля могла колебаться от 12% до 63%.

Как пояснили "Ъ" в правительстве Москвы, изменение порядка взимания комиссии за оплату услуг ЖКХ введено в рамках утвержденных на этот год тарифов. "В прошлом году объявлялось, что подорожание услуг ЖКХ составит 26%, но с начала года они подорожали меньше, а вот со второго квартала совокупная сумма по оплате услуг увеличится на ранее запланированную величину в 26%",— уточнил представитель правительства Москвы.

Сейчас у потребителя есть возможность оплачивать коммунальные услуги практически в любом крупном банке, однако при осуществлении платежа взимается комиссия от 1% до 4%. Самая низкая комиссия у Промсвязьбанка и банка "Уралсиб" — 1,5% и 1,7% соответственно. Самая высокая — у ВТБ 24 (4%). У Росбанка и Банка Москвы она составляет 3%. При этом у ряда крупных банков оплата через удаленные каналы происходит без комиссий — у Росбанка, Промсвязьбанка и Банка Москвы. Таким образом, на поле удаленного доступа Сбербанк проигрывает другим игрокам в части тарифов, потому что комиссию выше 1% за оплату услуг в интернете взимает только "Уралсиб" (1,7%).

Кроме Сбербанка пересматривать свои тарифы намерен и Банк Москвы. По словам вице-президента Банка Москвы Андрея Лапко, окончательные тарифы будут утверждены к 1 апреля. "Рассчитываться комиссии будут исходя из себестоимости операции для банка и в части оплаты с помощью удаленных каналов, прежде всего интернета, могут быть минимальными или вообще отсутствовать",— сообщил он.

Отсутствие комиссионных при оплате коммунальных услуг в Сбербанке было его существенным конкурентным преимуществом. "Теперь часть клиентов, ранее платившая через Сбербанк фактически безальтернативно, вероятно, задумается о выборе банка, исходя как из размера комиссионных тарифов, так и других условий, например, территориальная близость офиса, качество сервиса, удобство оплаты через удаленный доступ",— считает аналитик компании "Совлинк" Ольга Беленькая. "Установление рыночных тарифов может привести к оттоку клиенту и, как следствие, снижению доли Сбербанка на этом рынке,— оценивает гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников.— Однако при сокращении доли может повыситься рентабельность операций Сбербанка: ведь одно дело очередь из людей, оплачивающих коммунальные услуги, с каждого из которых Сбербанк получает десять рублей, а другое дело — клиенты, пришедшие за кредитом, который принесет банку несопоставимо более высокий доход".

Однако значительного оттока клиентов у Сбербанка не произойдет, рассуждают эксперты. "Только отделения Сбербанка находятся в шаговой доступности, и сформирована историческая привычка оплачивать услуги ЖКХ через Сбербанк",— считает аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Шлемов. Эксперты напоминают, что разгрузка отделений за счет перевода клиентов на удаленные каналы обслуживания — один из основных приоритетов Сбербанка, утвержденный его стратегией развития до 2014 года.



Источник: Юлия Локшина // Газета «Коммерсантъ» № 44 (4344) за 16.03.2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии