Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Науку и образование сосредоточили в министерстве

 09.03.2010
Версия для печати


Президент Дмитрий Медведев своим указом упразднил два ведомства в составе правительства России — подчиненные Минобрнауки агентства, Роснаука и Рособразование, ликвидированы. Оба агентства не дожили до плановой проверки комиссией по административной реформе избыточности их полномочий. Президент заранее признал, что вся их работа может без ущерба для дела выполняться министерством.

Указ Дмитрия Медведева о ликвидации Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука) и Федерального агентства по образованию (Рособразование) был опубликован 6 марта. Правопреемником двух упраздненных структур указано Минобрнауки. В составе ведомства Андрея Фурсенко теперь сохраняется лишь одна "дочерняя" служба — Рособрнадзор.

Два агентства и одна служба Минобрнауки были созданы в результате административной реформы в 2004 году. Напомним, согласно схеме реформы, известной как "административная реформа Дмитрия Козака", все министерства разделялись на три функциональные части — собственно министерство, занимающееся общестратегическими разработками, разработкой подзаконных актов и законопроектов, и подчиненные ей структуры — агентства (осуществляющие реализацию госполитики, разработанной министерством) и службы (осуществляющие надзор за реализацией госполитики). При наличии в Минобрнауки сразу двух "профильных" направлений таких же агентств было создано также два. Основной сферой деятельности Роснауки было распределение госфинансирования по ключевым ФЦП в научной области (в первую очередь — "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" и "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы"), а также работа с отраслевыми НИИ вне сферы компетенции РАН. Работа Рособразования была более обширна — структура координировала работу всего госсектора в образовании, за исключением сферы ответственности Рособрнадзора и высшего образования, была главным "финансовым" исполнителем нацпроекта "Образование" и ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России на 2009-2013 годы".

По данным "Ъ", объединение с министерством двух "дочерних" структур лоббировалось самим Минобрнауки — существование двух де-факто независимых от ведомства Андрея Фурсенко структур делало невозможным быстро принимать решения в рамках президентских инициатив в области науки и образования, поскольку требовало масштабного межведомственного согласования. Ушедшие в отставку главы ведомств назначены еще в бытность президентом Владимира Путина. В частности, глава Роснауки Сергей Мазуренко стал главой Роснауки в 2004 году, ранее он занимал пост замминистра промышленности, науки и технологий. Глава Рособразования Николай Булаев назначен на этот пост в 2007 году — ранее он был депутатом Госдумы от "Единой России" (до него руководил агентством Григорий Балыхин, ушедший на работу в Госдуму).

Господин Булаев сразу после публикации президентского указа приветствовал ликвидацию его собственного ведомства, заявив, что намерен найти себе место непосредственно в министерстве. Господин Мазуренко, член правительственного совета по нанотехнологиям, ситуацию и свои кадровые планы не комментировал. Механическое слияние двух агентств с министерством с сохранением всех кадровых позиций сотрудникам Роснауки и Рособразования вряд ли гарантировано. На последних коллегиях ведомств никаких следов "планового слияния" с Роснаукой обнаружить было невозможно, решение Дмитрия Медведева стало для сотрудников агентств неожиданностью.

Если в случае с Рособразованием речь, по данным "Ъ", идет о проблемах с реализацией президентской инициативы "Наша новая школа" в рамках "трехчастной" схемы административной реформы, то в случае с Роснаукой ситуация сложнее — основные лоббисты и распорядители ключевых ФЦП в научной области, в том числе часть Российской академии наук, ожидали усиления Роснауки вплоть до создания отдельного министерства науки. Скорее всего, создание "большого" Минобрнауки означает, что Дмитрий Медведев избрал тактику, не предполагающую разделения научной и образовательной тематики в министерствах.

Наконец, на март-апрель 2010 года правительственная комиссия по административной реформе (группа Игоря Артемьева) предполагала "сплошной анализ" функций Минобрнауки и подчиненных ведомств. Однако, по январским прогнозам главы ФАС Игоря Артемьева, оптимизация полномочий ведомства должна была занять полтора-два года. Возможно, уже первые результаты анализа показали, что единственным способом оптимизации работы Роснауки и Рособразования является их ликвидация.



Источник: Дмитрий Бутрин // Газета «Коммерсантъ» № 39/В (4339) от 09.03.2010

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии