Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Иномарки вновь хотят «опошлить»

 29.01.2003
Версия для печати


С момента последнего повышения пошлин на иностранные автомобили прошло всего три месяца, а в правительстве снова поднялась эта тема. Минпромнауки хочет теперь повысить пошлины на 3 - 6-летние иномарки. Но предлагает сделать это не увеличением ставок, а изменением метода расчета пошлин для физических лиц - приравниванием их к лицам юридическим, что также приведет к существенному удорожанию машин. Все это делается под эгидой поддержки отечественного производителя...

 



Почему застаиваются «Жигули»?

В конце прошлого года и ВАЗ, и ГАЗ вынуждены были остановить производство из-за затоваривания. Случилось почти как в известном афоризме посла РФ в Украине - хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Здесь, конечно, можно все спихнуть на сразу несколько неприятных обстоятельств, свалившихся в одну кучу, - традиционное осеннее падение спроса, огромное количество старых машин, ввезенных перегонщиками «про запас», и просто желание не самых бедных граждан ездить не на том, на чем все, а на том, что понадежнее и покомфортнее. Однако основная причина, вероятно, кроется глубже: наши машины не хотят покупать потому, что они не стоят тех денег, которые за них просят. То есть соотношение цена/качество не в пользу ГАЗа и ВАЗа. Из трех заводов, выпускающих отечественные автомобили, в России из-за затоваривания не остановился только Ижевский. (Вообще-то он тоже встал, но по другой причине, как в старые советские времена: смежники подвели.) Заветная мечта руководства «АвтоВАЗа» - выпустить миллион автомобилей в год - так и осталась мечтой. Заградительные пошлины на старые иномарки, которые автомобильное лобби называло основным конкурентом наших новых машин, не помогли.

Но лобби, оно на то и лобби, чтобы пробивать нужные законы. Его совершенно не интересует, нужны ли эти законы гражданам России. Оно хочет, чтобы вазовская «десятка», которая сейчас почти не продается за 6000 долларов, через год стоила уже 10 000!

 



Второй раз на старые грабли

Руководство наших автозаводов считает, что если поднять пошлины еще и на 3 - 6-летние иномарки (на машины до 3 лет они и так высоки), то уж тогда-то россияне обязательно будут покупать отечественные машины. Даже если они существенно поднимутся в цене. А это - подорожание - произойдет обязательно. Ведь все это уже было - в 1994 году, когда одним росчерком пера пошлины на иномарки подняли в 50 (да, да, именно в пятьдесят!) раз, с 0,1 до 5 экю за «кубик». Казалось бы, вот сейчас все «Жигули» со складов сметут, а казна просто лопнет от приваливших вдруг налогов. Однако ничего этого не произошло. Отечественные автомобили дорожали до самого дефолта 1998 года, а высокие пошлины утекали в карманы продажных чиновников и разных посредников. Именно в то время появилось множество схем, позволяющих обходить таможенные барьеры. Просто для справки: в 1994 году за растаможку «БМВ» или «Мерседеса» с 2,5 - 3-литровыми моторами нужно было платить 12,5 - 15 тыс., но «договориться с таможней» можно было и за две. Потом цены таких «услуг» выросли, но казна так и не пополнилась.

 



СТП вместо единой ставки

Чуть позже единую ставку пошлины в 5 экю (тогдашний виртуальный аналог евро) заменили на СТП - совокупный таможенный платеж, включавший в себя суммы пошлины, акциза, НДС, спецналога (был такой, если кто помнит) и таможенного сбора. В итоге получалось дешевле, чем по единой ставке, и честно растаможенных машин стало больше. Однако тут была зарыта другая собака, на которой грели руки в основном сами таможенники. Основная доля СТП бралась с оценочной стоимости автомобиля, а ее мытарь мог брать хоть из справочника типа «Супершваке», хоть с потолка. Так что сумма платежа сильно зависела от аппетитов инспектора. Сами они редко предлагали свои услуги, зато возле каждой таможни обязательно крутились посредники, которые за вознаграждение помогали минимизировать платеж. В выигрыше опять оказывались коррумпированные таможенники и посредники, а в проигрыше - государство и его граждане.

Все это время цены на отечественные машины только росли. Цена на некоторые модификации ВАЗ-21099 (самой престижной в то время) поднялась до $12 000! Такая политика привела к дефолту 1998 года. А теперь Минпромнауки предлагает вновь вернуться к такому варианту.

Если это произойдет, опять всплывут старые обходные схемы, найдутся спецы, которые придумают новые.

Наш автопром может оживить только новый высший менеджмент, мыслящий современными категориями (а он придет, скорее всего, только с новыми хозяевами). В этом смысле контакт с «Дженерал Моторз» должен пойти ему на пользу. Поможет также и снижение цен на автомобили: недорогие и неприхотливые машины будут востребованы всегда - пусть не в столицах, а в провинции, но они найдут спрос. Пример тому - минивэн «Надежда»: за 7,5 тыс. долл. семиместная полноприводная машина, аналогичный иностранный конкурент стоит не меньше 30! Так почему «десятка» должна продаваться по цене «Рено» или «Форда»?

 



КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КонфОП) Дмитрий ЯНИН:

- Активизация лоббистов, ратующих за поддержку отечественного производства, характерна не только для автомобилестроения. Защищать собираются и производителей мяса птицы, сахара, обоев. При этом и повышение пошлин, и квотирование приводят к росту цен не только на импортную продукцию, но и вслед за ней - на отечественные аналоги.

Рост доходов населения приводит к переходу от отечественных товаров к импортным, обладающим высокими потребительскими свойствами. Испытывающие трудности со сбытом автомобилей в 2002 году российские автопроизводители обвиняют в своих бедах импортеров подержанных иномарок. Вместе с тем, как показывают обращения в региональные общественные организации, количество претензий к качеству отечественных машин растет из года в год. Конкуренция на потребительском рынке способствует не только снижению цен на товары, но и улучшению качества, при этом большинство принимаемых решений по ограничению импорта осуществляется за счет потребителей.



Источник: Вячеслав Варенов, Комсомольская правда


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии