Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Металлургов назначили "крайними" за все

 05.04.2004
Версия для печати


На мировых рынках металла и стали - настоящий ценовой бум. С 1 января 2004 года цены на металлопродукцию выросли в США более чем на 30%, а в целом за последние 12 месяцев они увеличились в Соединенных Штатах без малого в два раза. Цены на металл неуклонно растут в Китае, Мексике и Европе. Мировые тенденции на рынке металлопродукции докатились и до России: с 1 апреля 2004 года крупнейшие отечественные металлургические компании подняли расценки на свою продукцию на 20-25%.

Российские металлурги называют это решение вынужденным: с августа 2003 года цены на металлический лом выросли на 40%, на железорудное сырье - на 19%, на коксующиеся угли - на 26%. Газ с начала года подорожал на 20%, грузовые железнодорожные перевозки - на 12%, электроэнергия - на 16%. Стоимость сырья в конечной продукции отечественных металлургических комбинатов составляет порядка 55% - таким образом, 20% рост отпускных цен позволит металлургам лишь отчасти компенсировать свои потери.

По мнению аналитиков, решение российских металлургов целиком и полностью укладывается в рамки общемировых тенденций. Отчасти совпадает и аргументация. Крупнейшие американские производители стали и сплавов в конце минувшего года столкнулись с острым дефицитом сырья, главным образом - коксующегося угля. Дефицит немедленно вызвал рост цен, что не могло не сказаться и на конечной стоимости металлургической продукции. Во всем мире участники рынка отнеслись к действиям своих металлургов с пониманием. Конечно же, основные потребители металлопродукции выразили свое недовольство ростом цен - но в конечном итоге признали его оправданным. Все ценовые конфликты были урегулированы на уровне корпоративных соглашений и взаимных компромиссов.

Однако, Россия и в этой ситуации решила пойти собственным, ни на что не похожим путем. 25 марта "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "ЮКОС" и "Сургутнефтегаз" направляют письмо не кому-нибудь, а лично премьер-министру Фрадкову, в котором просят (!) председателя правительства снизить цены на металлопродукцию до уровня декабря 2003 года. Не имея возможности обосновать свое недовольство действиями металлургов при помощи рыночных аргументов, нефтяники умело переводят конфликт в социально-политическую плоскость и назначают "шакалов доменных печей" ответственными буквально за все негативные процессы, происходящие в стране.

Занимательная арифметика: 20-25% повышение цен на металл, по заверениям нефтяников, может привести к ровно такому же, если не большему, росту цен на горюче-смазочные материалы. Это, в свою очередь, якобы спровоцирует катастрофический рост цен на все без исключения товары народного потребления, приведет к значительному удорожанию услуг ЖКХ. Из уст нефтяников, купающихся сейчас в сверхприбылях за счет небывало высоких мировых цен на "черное золото", упоминания о "ценах на хлеб" и "повышении квартплаты" звучат особенно трогательно.

Но оставим в стороне эту неожиданную "социальную озабоченность" отечественных нефтяных олигархов. Давайте лучше попытаемся выяснить, какую же в действительности долю занимает "стальная" составляющая в себестоимости нефти и нефтепродуктов. Если стоимость металла в структуре затрат отечественных трубников составляет 70%, а доля стоимости труб в структуре затрат нефтяных компаний - 30%, ценовая "цепочка" будет выглядеть следующим образом. Рост цен на металлопрокат на 30% приводит к росту цен на продукцию трубников, с учетом сохранения маржинальной прибыли, на 21%. В свою очередь, рост цен на нефть, опять же при сохранении доли прибыли, составит 6%, а рост цен на продукты нефтепереработки - 5%. Услуги транспортных компаний подорожают на 2,5%, а рост цен на бензин в розничной торговле составит не более 0,3%.

Вопрос: откуда взялись те 30%, о которых заявляют нефтяники? Ответ напрашивается сам собой: цифра эта высосана из пальца. Фактически, нефтяные короли угрожают новому кабинету министров, запугивают его "злыми металлургами", не брезгуя при этом откровенной подтасовкой фактов. Цель одна: сохранить собственные сверхприбыли на прежнем уровне и, возможно, в очередной раз выторговать для себя выгодную схему начисления экспортных пошлин на нефть. По странному совпадению, именно вопрос о повышении экспортных пошлин правительство планирует рассмотреть в ближайшие месяцы.

Между тем, к травле металлургов присоединились другие "любимцы" правительства: представители российского автопрома. Президент Объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгений Левичев на пресс-конференции в "Интерфаксе" заявляет, что "двухлетний рост цен на металл уже увеличил себестоимость изготовления автомобильного кузова на 60 процентов, а рентабельность всей автомобильной отрасли снизилась до критических 12-15 процентов". "Если бы "Волга", например, стоила не 7 тысяч долларов, а 15 тысяч, то удорожание металла не так существенно сказалось на ее стоимости," - рассуждает в интервью НТА заместитель гендиректора ГАЗа по сбыту и реализации Александр Ливадченко.

При этом никто из представителей российского автопрома так до сих пор и не решился озвучить точную цифру: во сколько же именно обходится им сегодня производство одного кузова, и какую долю в себестоимости занимает металл. Между тем, "металлическая" составляющая в себестоимости отечественного автомобиля даже после апрельского роста цен не превысит 10%, что равноценно росту рыночной стоимости конечного продукта на 2,5-3%, не более. А со стороны автопроизводителей уже звучат грозные заявления о том, что отечественные автомобили в течение года подорожают на 30-40%. Иными словами, они так же, как и нефтяники, пытаются сейчас шантажировать и запугивать правительство Фрадкова. И точно так же преследуют свои цели: может быть, "если все удачно сложится", им удастся "под шумок" повысить собственную норму прибыли, свалив всю вину за новый виток цен на "злых металлургов".

 



В сухом остатке мы можем наблюдать следующее. Вместо того, чтобы попытаться решить ценовой конфликт на уровне цивилизованных, деловых взаимоотношений, нефтяники и автопроизводители упорно пытаются склонить премьера Фрадкова к незавидной роли внерыночного регулятора абсолютно рыночных по сути своей процессов. В их действиях проглядывается классическая схема "политико-экономического" шантажа, которая не раз успешно срабатывала при правительстве Касьянова. Именно по этой схеме лоббисты от отечественного автопрома в свое время "протолкнули" повышение пошлин на подержанные иномарки. Именно ее неоднократно использовали нефтяники, блокируя решения кабинета министров о повышении экспортных пошлин на нефть.

Однако, в России сегодня новое правительство, и прежние лоббистские механизмы работать, скорее всего, не будут. У кабинета Фрадкова есть четкое понимание происходящих в стране процессов: экономический рост невозможен без инвестиций в производство, а инвестиции невозможны без сохранения нормы прибыли для тех участников рынка, которые до последнего времени вынуждены были находиться в роли аутсайдеров, обслуживающих чужие интересы. А это значит, что в ближайшее время всем участникам спора - и металлургам, и трубникам, и нефтяникам, и автомобилестроителям - придется уйти от громких политических заявлений, и самим сесть за стол переговоров для того, чтобы выработать согласованную позицию.



Источник: Виктор Песков, Вокруг новостей, Фото: www.tractors.com

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии