Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Взят под опеку

 19.05.2008
Версия для печати


Владимир Путин - Председатель Правительства (на фото)

Основным кадровым принципом Путина является система сдержек и противовесов. Участие в назначениях Дмитрия Медведева, как и следовало ожидать, оказалось эпизодическим: новому президенту предстоит начать работу под присмотром путинских соратников.

Как дружно подметили близкие к власти политологи, указы Дмитрия Медведева о кадровых назначениях в правительстве и администрации президента подтвердили единство команды Путина и Медведева. Сама мысль о разделении назначенцев на путинских и медведевских, по мнению этих экспертов, абсурдна, поскольку Медведев - выходец из команды Путина.

Стоит, однако, напомнить, что Владимир Путин в 2000 году тоже считался выходцем из команды Бориса Ельцина, но это не помешало новому главе государства сразу привести во власть людей, преданных лично ему и не связанных никакими обязательствами с прежней командой. И именно действия этих людей в дальнейшем привели к изменению политического курса в направлении, противоположном устремлениям Ельцина и его соратников. А стало быть, и в 2008 году рассуждения о том, какова расстановка сил между соратниками нового и старого президентов, вполне уместны. Только вывод из этих рассуждений следует прямо противоположный: кадровой свободы новый президент пока не получил даже в отношении собственной администрации, а немногочисленным медведевцам в Кремле и Белом доме предстоит работать в плотном окружении превосходящих сил путинцев.

Численное преимущество
Вывод о том, что новое правительство стало именно правительством Путина, а не Медведева, напрашивается уже исходя из анализа его персонального состава. 16 из 25 членов кабинета работали в предыдущем правительстве, а 5 из 9 новых назначенцев (включая премьера Путина) переехали в Белый дом из Кремля. Из четырех оставшихся новичков к верным медведевцам можно отнести лишь министра юстиции, бывшего полпреда президента в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, который, как и Медведев, окончил юрфак Ленинградского университета, а потом преподавал там же вместе с будущим президентом. Зато во главе четырех других министерств, подчиняющихся напрямую президенту (Минобороны, МВД, МЧС и МИД), остались путинские назначенцы.

Правда, серьезного вмешательства в формирование правительства от Медведева никто и не ожидал. В конце концов, Владимир Путин в 2000 году тоже ввел в правительство только 7 новых членов, из которых верным путинцем безоговорочно можно было считать лишь Германа Грефа. Да и сменить ельцинских силовиков на своих собственных новый президент решился лишь к концу первого года своих полномочий, в марте 2001 года.

А вот тот факт, что близкие соратники президента Медведева оказались в явном меньшинстве и в руководстве кремлевской администрации, можно считать неожиданным. Ведь многие эксперты полагали, что как раз в администрации, которая с назначением Путина премьером неизбежно перестанет быть своеобразным закулисным правительством, Дмитрий Медведев получит реальную кадровую свободу.

Однако признаки этой свободы обнаружились лишь в трех назначениях. Однокурсник Медведева по ЛГУ, бывший глава юридического департамента "Газпрома" Константин Чуйченко стал начальником контрольного управления (КУ) президента. Бывший глава кремлевского управления пресс-службы и информации Наталья Тимакова, курировавшая информкампанию преемника, а затем и кандидата в президенты Медведева, получила пост его пресс-секретаря. А одним из советников главы государства назначен Михаил Тринога, руководивший его секретариатом в Белом доме.

Работать медведевцам придется под плотным контролем "старой гвардии". К примеру, новому главе КУ, который должен следить за деятельностью региональных властей, предстоит смириться с тем, что главным куратором губернаторов в Кремле останется Владислав Сурков, повышенный с простого до первого заместителя главы администрации. Советник Тринога окажется в прямом подчинении у заместителя главы администрации Александра Беглова, отвечающего за канцелярию и документооборот. А другой заместитель, бывший пресс-секретарь Путина Алексей Громов, будет курировать информационные вопросы, включая, судя по всему, и деятельность пресс-секретаря Тимаковой. Кроме того, за новым главой государства присмотрят еще минимум двое - глава администрации Сергей Нарышкин (от правительства) и секретарь Совета безопасности, бывший директор ФСБ Николай Патрушев (от силовиков).

Эта ситуация радикально отличается от той, которая сложилась в Кремле в мае 2000 года. Тогда главой администрации тоже был верный ельцинец Александр Волошин, а главным куратором политических вопросов - его заместитель Владислав Сурков. Но и путинцы без солидных должностей не остались: первым заместителем Волошина стал Дмитрий Медведев, а простыми замами - Дмитрий Козак, Виктор Иванов и Игорь Сечин. Причем трое последних с первых дней курировали такие важнейшие направления, как выстраивание вертикали власти, подбор кадров и "доступ к телу" президента.

Оборонительная тактика
Впрочем, ограничение кадровых возможностей президента стало, возможно, лишь побочным продуктом нынешней реформы власти. Просто без этого премьер Путин вряд ли смог бы решить две главные для себя задачи - превратить правительство из технического в политическое и укрепить испытанную годами систему сдержек и противовесов. И если оценивать последние назначения с этой точки зрения, перспективы Дмитрия Медведева как хотя бы равноправного участника нового властного тандема выглядят уже не столь безнадежными.

Структура нового правительства действительно позволяет премьеру отвлечься от повседневной рутины и сосредоточиться на решении стратегических вопросов. И как показала прошлая неделя, для этого ему совсем необязательно вторгаться в компетенцию президента и заниматься, скажем, обороной или внешней политикой. Ведь в сфере ответственности правительства есть не менее стратегические проблемы (например, обсуждавшееся 13 мая на совещании в Петербурге развитие судостроения), по которым тоже можно вполне президентским тоном раздавать руководящие указания. Исполнять их как раз и будут проверенные вице-премьеры, привыкшие к работе в напряженном кремлевском режиме. А увеличение их количества позволит при необходимости перебрасывать кого-то и на выполнение особо важных поручений Кремля, чтобы народ видел, что и новый президент тоже иногда делает для страны что-то полезное.

Система сдержек и противовесов в целом исправно работала и при Ельцине, и при Путине, а за последними перестановками, если рассматривать их в комплексе, ясно проглядывает стремление сохранить и укрепить ее. Только речь идет не столько о противостоянии "путинских" и "медведевских", сколько о сохранении установившегося в 2000-е годы относительного баланса между более широкими группами влияния - либералами и силовиками, или, как любит выражаться пресса, питерскими юристами и питерскими чекистами. Разумеется, внутри этих групп есть мелкие группировки, а внутригрупповые разногласия бывают порой острее межгрупповых. Но если дойдет до настоящего передела власти, то каждая из групп, скорее всего, снова будет действовать сплоченно.

В этом смысле к потенциальным сторонникам Медведева как настоящего питерского юриста можно отнести не только его близких друзей и однокурсников, но и всех чиновников Кремля и Белого дома, имеющих репутацию либералов. И тогда получается, что, скажем, тяготеющего к силовикам Зубкова в правительстве уравновешивает другой первый вице-премьер, либерал Шувалов. А на простых зампредов правительства Сечина и Собянина у Медведева в резерве есть вполне себе либеральные вице-премьеры Жуков и Кудрин.

Похожим образом обстоит дело и в Кремле. Там к уже перечисленным выше медведевцам вполне можно добавить как минимум нового главу экспертного управления Аркадия Дворковича. Да и некоторые из старых ельцинцев могут при желании вспомнить свое либеральное прошлое - например, помощник президента Джахан Поллыева, поработавшая, помимо Бориса Ельцина, с Борисом Немцовым и Сергеем Кириенко, или глава государственно-правового управления Лариса Брычева, пришедшая на работу в администрацию еще в те времена, когда демократия в России не была суверенной.

В то же время новое назначение Николая Патрушева должно стать определенной гарантией для силовиков, опасающихся реванша со стороны либералов. Ведь если Совбез во главе с бывшим директором ФСБ станет своеобразным буфером между главой государства и силовиками, то прямое подчинение силовых ведомств президенту-либералу уже не должно вызывать у силовиков особого беспокойства. Особенно если реализация полномочий Совбеза по координации силовых структур, уже предусмотренных законом "О безопасности", будет подкреплена личным авторитетом Владимира Путина.

Определенной компенсацией либералам за такое неудобство можно считать уход помощника президента Виктора Иванова и главы Минюста Владимира Устинова - знаковых фигур, игравших не последнюю роль в политике Кремля. И хотя Устинов через два дня был назначен полпредом президента в Южном федеральном округе, а Иванов еще через день получил пост главы Госнаркоконтроля, их политический вес наверняка снизится.

Домашние заготовки
Даже если бы решающую роль Путина в формировании правительства и администрации нельзя было выявить по общим признакам вроде персонального состава этих структур или верности системе сдержек и противовесов, она легко определялась бы по частностям - тем характерным деталям, из которых складывается путинский стиль кадровой политики.

Первая деталь - верность старой дружбе, то есть тем людям, которые давно вызывают у премьера, выражаясь его же словами, "чувство локтя". Именно по этой причине можно не сомневаться, что с Путиным, какую бы должность он ни занимал, обязательно будут работать Игорь Сечин, Сергей Иванов и Дмитрий Козак. Старая дружба не ржавеет, даже если чиновник, мягко говоря, не слишком популярен в народе и регулярно критикуется в СМИ. Как, например, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин или министр образования Андрей Фурсенко, входящий к тому же в особую историческую общность - дачный кооператив "Озеро", членом которого в начале 1990-х был и Владимир Путин.

Место в списке друзей можно заработать и беззаветным трудом на благо Путина, как это сделали, скажем, не входившие прежде в его ближний круг бывший премьер Виктор Зубков или бывший глава администрации Сергей Собянин. То же самое относится и ко многим чиновникам, начавшим карьеру еще при Ельцине, но успешно встроившимся в систему суверенной демократии. К ним можно отнести добрую половину нынешнего руководства президентской администрации, а также министров Сергея Шойгу (МЧС), Алексея Гордеева (Минсельхоз), Виктора Христенко (Минпромторговли).

Второй особенностью кадровой политики Путина можно считать его категорическое нежелание увольнять провинившихся чиновников сразу после совершения проступка и тем более под давлением общественности. В свое время именно по этой причине были отложены отставки руководства военно-морского флота (за гибель "Курска"), группы федеральных и региональных силовиков (за теракт в Беслане), главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова (за провал монетизации льгот).

На этот раз таких отложенных отставок можно насчитать как минимум три. Глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов, ставший руководителем Федерального агентства по поставкам вооружения, наказан за вынесение сора из избы посредством публикации в СМИ открытого письма о междоусобице в рядах силовиков (кстати, перемещение Патрушева из ФСБ в Совбез отчасти также можно считать следствием этого конфликта). Министр культуры Александр Соколов поплатился за публичные свары с коллегами и покинул правительство вместе со своим главным оппонентом Михаилом Швыдким. А вышеупомянутый Виктор Иванов за восемь лет работы допустил несколько проколов как с подбором кадров (особенно на посты губернаторов), так и с регулированием вопроса о гражданстве.

Третьей характерной чертой нынешних перестановок является любовь Путина к нелогичным и потому непредсказуемым кадровым решениям. Наиболее яркими примерами такого рода в прошлом можно считать назначения министра внутренних дел Бориса Грызлова (2001 год), премьеров Михаила Фрадкова (2004) и Виктора Зубкова (2007), а также министра обороны Анатолия Сердюкова (2007). На этот раз к неожиданным кадровым находкам можно отнести перемещение на пост министра связи и массовых коммуникаций главы президентского протокола бывшего журналиста Игоря Щеголева и назначение министром культуры посла РФ во Франции Александра Авдеева.

Наконец, четвертой особенностью путинской кадровой политики можно считать временное понижение в должности отдельных соратников. Эта участь в мае 2008-го постигла бывшего премьера Виктора Зубкова, ставшего первым вице-премьером, и Сергея Иванова, превратившегося из первого вице-премьера в обычного. Но, как показывает пример ряда других чиновников, далеко идущих выводов из этого делать не следует. Скажем, Дмитрий Козак за девять последних лет прошел весьма извилистый путь: глава аппарата правительства - первый заместитель главы администрации президента - глава аппарата правительства - полпред президента в Южном федеральном округе - министр регионального развития, однако не перестал считаться одним из ближайших сподвижников Путина. А призванный в правительство еще при Ельцине Виктор Христенко, до того как стать министром в нынешнем правительстве, успел за 10 лет дважды побывать вице-премьером, а в 2004 году в течение 10 дней даже исполнял обязанности главы кабинета министров.

Единственное, о чем никак нельзя судить по нынешним кадровым назначениям, так это о кадровой политике президента Медведева. Так что наблюдателям, экспертам и просто сочувствующим, надеющимся на реальные изменения в политическом курсе, теперь, видимо, придется дожидаться окончания первого года полномочий нового главы государства, когда по аналогии с президентством Путина в его политике могут наконец проявиться по-настоящему самостоятельные черты.

Как изменялись состав и структура правительства с 2000 года
Май. Премьером утвержден Михаил Касьянов. Правительство состоит из пяти вице-премьеров (Виктор Христенко, Илья Клебанов, Валентина Матвиенко, министр финансов Алексей Кудрин, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев), 24 министерства и 25 министров
Ноябрь. Назначен министр "без портфеля" по делам Чечни Владимир Елагин 2001 год. Февраль. Ушел в отставку министр энергетики Александр Гаврин
Март. В Минобороны Игоря Сергеева сменил Сергей Иванов, в МВД Владимира Рушайло -- Борис Грызлов, в Минатоме Евгения Адамова -- Александр Румянцев
Июнь. Министерство энергетики возглавил Игорь Юсуфов, министра природных ресурсов Бориса Яцкевича сменил Виталий Артюхов
Октябрь. Министра промышленности, науки и технологий Александра Дондукова сменил Илья Клебанов Упразднено Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики
Декабрь. Министром "без портфеля" по национальной политике назначен Владимир Зорин
2002 год. Январь. Министра путей сообщения Николая Аксененко сменил Геннадий Фадеев
Февраль. Илья Клебанов лишен статуса вице-премьера
Ноябрь. Министром по делам Чечни назначен Станислав Ильясов
2003 год. Март. Вице-премьер по социальному блоку Валентина Матвиенко переведена на должность полпреда в Северо-Западном федеральном округе На базе ликвидированной Федеральной службы налоговой полиции создан Госнаркоконтроль, и функции ФАПСИ распределены между ФСБ, СВР и вновь созданной Федеральной службой охраны. Федеральная погранслужба включена в состав ФСБ
Апрель. Вице-премьером по социальному блоку назначена Галина Карелова, вице-премьером по промышленности -- Борис Алешин
Май. Аппарат кабинета возглавил Константин Мерзликин
Июнь. Вице-премьером по ЖКХ назначен Владимир Яковлев
Октябрь. Министром путей сообщения назначен Вадим Морозов
Ноябрь. Главой Минпромнауки назначен Андрей Фурсенко
Декабрь. МВД возглавил Рашид Нургалиев
2004 год. Февраль. Правительство Михаила Касьянова отправлено в отставку. В нем было 6 вице-премьеров, 23 министерства и 27 министров
Март. Премьером стал Михаил Фрадков. В новый кабинет не попали 16 членов правительства Михаила Касьянова Началась административная реформа. В правительстве остался один вице-премьер и 14 министерств (15 министров), появилось 34 службы и 28 агентств
Май. Михаил Фрадков переутвержден премьером. Министерство информационных технологий и связи возглавил Леонид Рейман Министерство транспорта и связи разделено на Министерство транспорта и Министерство информационных технологий и связи. В его подчинение вошли служба Россвязьнадзор, агентство Россвязь и вновь созданное агентство Росинформтехнологии. Службы Ростехнадзор и Росатомнадзор объединены и подчинены премьеру (ранее подчинялись Министерству промышленности и энергетики). Ему же подчинена новая служба Росгидромет, Министерству культуры и массовых коммуникаций -- новая служба Росохранкультура, Минтрансу -- новое агентство Роскартография. Служба по техрегулированию и метрологии преобразована в агентство
Сентябрь. Аппарат правительства вместо Дмитрия Козака возглавил Сергей Нарышкин Создано Министерство регионального развития во главе с Владимиром Яковлевым
Октябрь. При Минздравсоцразвития создано медико-биологическое агентство
Ноябрь. Агентство по физкультуре, спорту и туризму разделено на Ростуризм и Росспорт, подчиненные премьеру
2005 год. Июль. В Минэкономразвития создано агентство по управлению особыми экономическими зонами
Сентябрь. Создана подчиненная премьеру аэронавигационная служба
Октябрь. Ликвидировано агентство по сельскому хозяйству
Ноябрь. Введены должности двух вице-премьеров: первый вице-премьер Дмитрий Медведев и просто вице-премьер Сергей Иванов (сохранил пост министра обороны)
2006 год. Май. Федеральная таможенная служба переподчинена от Минэкономразвития премьеру
Июнь. Поменялись местами генпрокурор Владимир Устинов и министр юстиции Юрий Чайка
Июль. При Минздравсоцразвития создано агентство по высокотехнологичной медпомощи
2007 год. Февраль. Сергей Иванов повышен до первого вице-премьера, Сергей Нарышкин -- до вице-премьера. Минобороны возглавил Анатолий Сердюков, налоговую службу -- Михаил Мокрецов Создано агентство по поставкам вооружения, военной и специальной техники и материальных средств, подчиняющееся премьеру
Март. Росохранкультура и Россвязьнадзор объединены в Россвязьохранкультуру, подчиненную премьеру
Сентябрь. Кабинет Михаила Фрадкова отправлен в оставку. Правительство состояло из четырех вице-премьеров (в том числе два первых), 16 министерств и 17 министров, 34 служб и 35 агентств. Премьером утвержден Виктор Зубков. Минэкономразвития возглавила Эльвира Набиуллина, Минрегионразвития -- Дмитрий Козак, Минздравсоцразвития -- Татьяна Голикова. Глава Минфина Алексей Кудрин повышен до вице-премьера Премьер получил в подчинение преобразованное в комитет агентство по рыболовству и вновь созданный комитет по делам молодежи
октябрь. Создано агентство по обустройству госграницы, подчиненное премьеру
2008 год. Март. Агентство по атомной энергии преобразовано в госкорпорацию "Росатом"
Май. Правительство Виктора Зубкова отправлено в отставку. Оно состояло из пяти вице-премьеров (в том числе 2 первых), 16 министерств и 17 министров, 34 служб, 34 агентств и 2 комитетов Премьером утвержден Владимир Путин. Виктор Зубков и Игорь Шувалов назначены первыми вице-премьерами, Сергей Иванов понижен до вице-премьера, Сергей Собянин и Игорь Сечин назначены вице-премьерами. Минюст вместо Владимира Устинова возглавил Александр Коновалов. Вновь образованному Министерству спорта, туризма и молодежной политики во главе с Виталием Мутко переданы Ростуризм, Росспорт и Агентство по делам молодежи, преобразованное из подчинявшегося премьеру Госкоммолодежи. МИДу передано вновь образованное Агентство по делам СНГ. Мининформсвязи преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций во главе с Игорем Щеголевым, ему переданы Служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (образована при разделении Россвязьохранкультуры), Росинформтехнологии, Роспечать и Россвязь. Министерство культуры и массовых коммуникаций преобразовано в Министерство культуры во главе с Александром Авдеевым, ему переданы Служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (образована при разделении Россвязьохранкультуры) и Архивное агентство. Минприродресурсов преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии во главе с Юрием Трутневым, ему переданы Росгидромет, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роснедра и Росводресурсы. Минпромэнерго разделено на Министерство энергетики во главе с Сергеем Шматко и Министерство промышленности и торговли во главе с Виктором Христенко, которому передано Ростехрегулирование. Госкомрыболовство преобразовано в Агентство по рыболовству и передано из подчинения премьера Минсельхозу. Министерство экономического развития и торговли преобразовано в Министерство экономического развития во главе с Эльвирой Набиуллиной, ему переданы Росстат, Росрезерв, Росимущество, РосОЭЗ, Росрегистрация, Роскартография и Роснедвижимость (последние три упраздняются с 1 октября 2008 года с передачей их функций Росимуществу, функции Росрегистрации по регистрации НКО, партий и общественных объединений переданы Минюсту). Минтрансу передана подчинявшаяся премьеру Росэаронавигация. Упразднены шесть агентств: по высокотехнологичной медицинской помощи; по здравоохранению и соцразвитию; по культуре и кинематографии; по промышленности; по строительству и ЖКХ; по энергетике

Как изменялось число вице-премьеров*

Премьер-министр (годы работы) Число
вице-премьеров
Иван Силаев (1991) 7
Борис Ельцин** (1991-1992) 10
Егор Гайдар, и. о.(1992) 9
Виктор Черномырдин, I правительство (1992-1996) 7
Виктор Черномырдин, II правительство (1996-1998) 10
Сергей Кириенко (1998) 4
Евгений Примаков (1998-1999) 6
Сергей Степашин (1999) 5
Владимир Путин, I правительство (1999-2000) 7
Михаил Касьянов (2000-2004) 6
Михаил Фрадков (2004-2007) 3
Виктор Зубков (2007-2008) 5
Владимир Путин, II правительство 7

*Данные на момент отставки правительства, за исключением действующего правительства.
**Данные на момент назначения Егора Гайдара и. о. премьера.


Источник: Взят под опеку//Коммерсант-власть, 19.05.2008


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии