Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Кто лоббирует концессиональное законодательство?

 09.09.2004
Версия для печати


Аналитические Материалы: 



 



Игорь Левитин является одним из главных сторонников создания условий стимулирующих частно-государственное сотрудничество. Закон "О платных дорогах" является одним из видов концессиональных законов. Закон "О концессиях", впервые появился еще во времена Верховного Совета России, но, несмотря на большое число сторонников, так и не был принят. 



 



Несмотря на горький опыт, в Государственной Думе четвертого концессиональные законы получили серьезного покровителя в лице нового председателя Комитета по экономической политике Валерия Драганова. Об истории концессиональных соглашений, а также в чьих интересах лежит его принятие читайте аналитическую записку Павла Толстых.



 



Концессия. Аналитическая записка



  



Виды концессий (заключаются от 10 до 55 лет): 



 



Концессии на ведение общественных работ (как правило, муниципальный уровень). Содержание мест отдыха, гидротехнических систем, жилищно-коммунального хозяйства, инженерных сетей, систем электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, общественного транспорта, водных акваторий (решение проблемы браконьерства), благоустройство территорий, уборка мусора, реставрация памятников архитектуры (дворцов) с последующим использованием частным сектором, объекты «социалки» и т. д.



 



Строительство социально ориентированных объектов (США) - финансирование, строительство и управление, например, железных дорог и автомагистралей, мостов, тоннелей, транспортных развязок, линий метрополитена (МЕТРО), образовательных учреждений, административных зданий, исправительных учреждений.



 



Возможны различные варианты договоров концессий: 



А) Build-operate-transfer - концессионер на свой страх и риск строит объект, управляет им, пока не отобьет расходы и не получит оговоренную в договоре прибыль, а затем передает объект в собственность концендента. Дальнейшим управлением объектом занимается либо концендент, либо концессионер.



Б) Build - transfer - operate - концессионер строит и сразу передает построенные объект конценденту, оставляя за собой право управления, пока не будут отбиты затраты и получена прибыль.



В)  Build - transfer - концессионер строит и сразу передает построенные объект конценденту, который рассчитывается с концессионером в порядке эксплуатации объекта согласно договору.



Г) Гибридные договора - рентабельность от объектов разная, один может быть крайне рентабельный, но общественная полезность от него незначительна, как и наоборот. Смысл договора заключается в том, что концессионер строит несколько объектов, уравновешивая тем самым свою рентабельность с общественной важностью для концендента.



 



Новые концессии. Политические функции, национальная оборона, образование, тюрьмы, сбор частным лицом муниципальных налогов, содержание частных тюрем по договору с государством или осуществление специализированной частной фирмой таможенного контроля над участком государственной границы, сбор налогов.



 



Природопользовательские концессии: недропользовательские (горные), лесные, водные, сельскохозяйственные. Концендент, как правило, государство или субъект федерации. Экономический механизм такой концессии выражается предельно краткой формулой: «налоги плюс роялти». Иными словами концессионеру - продукция, конценденту-собственнику - налоги и рента.



 



 



История принятия закона:



Закон о концессионных договорах готовился параллельно с приватизационным законодательством и был принят Верховным Советом РФ в третьем чтении еще в 1993 году, но на этот документ (его главным недостатком было то, что он был сделан "под иностранные компании") последовало вето Президента, а потом возник октябрьский конституционный кризис, и лишь через несколько лет подготовка закона началась с нуля.



 



Концессия на Руси 



К концу 19 и в начале 20 века концессионные соглашения были уже достаточно распространены. Становление в стране железных дорог происходило на концессионной основе, а коммунальное хозяйство в губернских и уездных городах в XIX - начале XX века отдавалось в концессию частным предпринимателям. Другими известными концессиями были договора на освещение улиц, устройства водоснабжения.



 



Концессия в СССР 



         Период наибольшего расцвета концессий в СССР приходится на 1927-1928 годы, которые, по общему мнению, внесли значительный вклад в восстановление народного хозяйства страны, разрушенного первой мировой и гражданскими войнами. О расцвете концессий свидетельствуют хотя бы следующие цифры: а) к 1928 году было выдано 144 концессии, б) к 1928 году концессионные предприятия производили марганца - 40%, золота - 35%, свинца - 62%, меди - 12%, готового платья - 22%.



         Таким образом, первые концессионные акты появились уже в разгар «военного коммунизма» и фактически приобрели характер внесистемного изъятия из тотального публично-правового порядка. Даже большевистский режим, люто ненавидящий частный капитал и всякую частную собственность, был в состоянии, когда вопрос стоял о жизни и смерти экономики пойти на откровенные и очень значительные льготы и привилегии для концессионера, чтобы привлечь у держать его.



        В этой связи возникает резонный вопрос, почему нынешняя российская власть в условиях, когда концессионное предпринимательство смогло бы стать одним из значительным фактором в укреплении ВВП, боится создать для концессии максимально благоприятный, приоритетный, поощрительный режим?



Создания для концессии такого режима - это, по сути, всего лишь выравнивание условий для субъектов предпринимательства, пожелавших вложить свои деньги в трудные отрасли экономики, которые составляют, между прочем, основы общественного воспроизводства!



 



Концессия в странах ближнего зарубежья 



Современное, единое, комплексное законодательство о концессиях принято на Украине, в Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Молдове, в Литве, а также в Венгрии, Болгарии и в ряде других стран.



 



Концессия в странах дальнего зарубежья 



В странах дальнего зарубежья: Англия, Германия, Франция, Италия, США, страны Латинской Америки, Малайзия и др.



Самые известные концессионные соглашения, например, строительство тоннеля под проливом Ла-Манш, автомагистрали Север-Юг в Малайзии, транспортных развязок в порту Сиднея в Австралии.



          



Возможные сторонники принятия закона



 



Исполнительная власть. 



 



А) Правительство. Козак Дмитрий. <В конце лета 2002 г. в средствах массовой информации появились предложения об изменении Закона «О недрах>, подготовленные комиссией по разграничению полномочий между различными уровнями власти во главе с заместителем руководителя администрации президента Дмитрием Козаком. Одной из основных идей предложенных поправок была отмена действующих лицензий на месторождения и переход с лицензий на договоры подряда и концессии».



 



Б) МЭРТ. «Минэкономразвития объявило, что уже разработан проект либерального закона "О концессионных соглашениях", который будет регулировать применение концессий в проблемных отраслях отечественной экономики. Подготовленный МЭРТ законопроект распространяет концессионные соглашения на все виды неприватизированного государственного имущества: строительство и эксплуатацию железных и автомобильных дорог, трубопроводов, морских, речных и аэропортов, линий связи, объектов ЖКХ, сельского хозяйства, гостиниц и пр.» (2002)



 



В) Минтранс готовит законопроект о транспортной концессии (2004).



 



Г) Госстрой наряду с проектом указа президента, устанавливающим порядок разгосударствления объектов ЖКХ, готовится законопроект о концессионных соглашениях в сфере коммунального хозяйства (2004).



 



Д) Министр транспорта И. Левитин на заседании Правительства на прошлой недели выступил за необходимость исключения дублирования и неправильного использования инвестиций, направляемых на развитие автодорог. Для повышения эффективности финансирования дорог министр предложил перейти на механизм платных дорог. В этой связи он высказался за создание механизмов для привлечения в отрасль частного инвестора.



По словам И. Левитина, для развития частных автомобильных дорог в РФ необходимо принятие закона о концессионных договорах. Создание частных дорог в России возможно на основе реализации договоров концессии и создания института частного и государственного партнерства, заявил министр.



И. Левитин предлагает передавать частным инвесторам в управление на длительный срок дороги на основе концессии. Кроме того, он предлагает передать инвестору в длительное пользование не только автомобильную дорогу, в которую он вкладывает средства, но и часть прилегающих к ней земельных активов ($). Это, по мнению И. Левитина, позволит снизить сроки окупаемости дорог, развить придорожную инфраструктуру (05.2004).



 



Законодательная власть 



 



А) Глазьев С. Ю. (Родина), Г. Томчин (СПС), Артемьев (Яблоко), Мельников Алексей (Яблоко), Михайлов А.Ю., Пузановский А.Г.              



 



Крупный Бизнес 



 



А) Нефтегазовый сектор. 



 



Можно обезопасить бизнес. Концессионное соглашение государство не сможет разорвать в одностороннем порядке. Сегодня государство, выдав лицензию, оставляет за собой право в одностороннем порядке, в любой момент либо приостановить ее действие на каком-либо основании, либо отозвать ее. После этого обладатель лицензии, должен в судебном порядке доказывать неправомочность такого решения, на что может уйти много времени и ведет к потере средств из-за простоя оборудование и др. При концессионном договоре государству надо идти в суд и доказывать, что оно имеет право его разрывать. Если доказали, тогда уже делать нечего, если не доказали, то компания все это время работает без проблем, без перебоев и потерь.



 



Можно увеличить обороты. <В России тем временем, несмотря на то, что развитие нефтяной отрасли страны упирается в нехватку мощностей по экспорту добытого сырья, и приватизация трубопроводов не разрешена, и права на использование концессий нет. Ведущие нефтяные компании - ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз» предложили построить нефтепровод из Западной Сибири до Мурманска и организовать новый канал экспорта мощностью от 60 до 120 млн т в год. Возможность загрузки супертанкеров с выходом на рынки США, тысячи новых рабочих мест, налоговые поступления в объеме свыше 9,2 млрд долларов и многое другое говорит в пользу проекта>.



  



Б) ОАО «РЖД». Насколько эффективным хозяином может стать созданная недавно компания «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), если она не может свободно распоряжаться переданными компании имуществом и землей? По оценкам, около 85% недвижимости, перешедшей в собственность ОАО «РЖД», ограничено в обороте. Из них около 76% объектов не может быть продано, заложено и даже сдано в аренду, а еще 9% недвижимости ОАО «РЖД» может распоряжаться только с согласия правительства.



 



В) Финансовый сектор. Концессионное законодательство создает уникальные возможности для функционирования специальных концессионных фондов с гарантированной нормой доходности.



 



Г) Строительные компании. Концессионное законодательство согласно подсчетам (см., например, С. А. Сосна) должно вызвать «бум» на рынке строительных услуг.



 



Кто может быть против:







Минимущество. Попавшие в список закона о концессиях государственные предприятия, на десятилетия (срок заключения договора) выводятся из-под контроля Минимущества. Сейчас, именно Минимущество в рамках работы над бюджетом ежегодно представляет правительству перечень предприятий, подлежащих приватизации, а кабинет министров его утверждает. Никто, кроме руководства министерства, сейчас не имеет права инициировать приватизацию того или иного объекта. Аналогичная ситуация и с исключением объектов из перечня приватизируемых предприятий. Нововведения с концессией лишит руководство имущественного министерства возможностей маневра, что, естественно, им не по душе:



 



Герман Греф - противник концессиональных соглашений



 



Важная статистика:



В Госсобственности РФ находится (1999 год): 13786 унитарных предприятий, 23099 учреждений (создаются для выполнения функций некоммерческого характера); в 2500 АО государство владеет блокирующим пакетом акций, в 580 АО государство пользуется специальным правом «золотой акции».



        В федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда площадью 337 млн. кв. м.



 



Концессия в современном контексте: 







Матвиенко В. (Губернатор Санкт-Петербурга) 15 апреля 2004 года агентству «Интерфакс» заявила: < : многие бизнесмены в разговорах со мной говорили, что, если бы арендованные дворцы были  в их собственности, они бы не боялись вкладывать в реставрацию средства>.  Судя по всему, Матвиенко намерена ускорить продажу памятников культурного наследия, поскольку считает, что частный собственник сможет лучше позаботиться о них, чем государство. Реставрацию памятников архитектуры Санкт-Петербурга было бы гораздо полезнее для государства провести, через договора концессии.



 



Лужков Ю. 27 апреля 2004 года по информации газеты «Ведомости» мэр Москвы вызвался за то, чтобы разрешить приватизацию памятников архитектуры и истории вслед за губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко.



  



Важное замечание: 



Представляется крайне важным не просто пролоббировать принятие закона, но и принять участие в процессе его реализации. Почему бы созданному фонду не стать участником процесса распределения концессиональных объектов или одному из фондов по аккумулированию средств для инвестирования. Вариантов может быть множество.



Источник: Аналитические материалы Павла Толстых

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии