Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Нефтяная отрасль:глубокий передел

 26.09.2008
Версия для печати


Сложившаяся к 2008 году ситуация в топливно-энергетическом комплексе России побудила государство к принятию на самом высоком уровне решений, направленных на обеспечение устойчивого функционирования основного источника поступлений в федеральный бюджет – нефтяной отрасли.
Поводом к столь повышенному вниманию послужили сбывающиеся (то есть подтвержденные производственными показателями) прогнозы о сокращении объемов добычи нефти в ближне- и среднесрочной перспективе. Действительно, по информации Минпромэнерго (прим. - в мае 2008 г. на базе Минпромэнерго образованы два министерства: Минэнерго и Минпромторг) добыча нефти с газовым конденсатом в России в первом квартале 2008 года снизилась на 0,1 процента и составила 121,12 миллиона тонн; по данным Росстата по итогам полугодия тенденция сохранилась - добыча нефти снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6 процента - до 242 миллионов тонн.
На совещании в Правительстве России с руководителями ведущих отечественных нефтегазовых компаний в мае с.г., посвященном обсуждению перспектив добычи и переработки нефтяного сырья до 2015 года, были сформулированы первостепенные задачи по созданию стабильных условий функционирования отрасли:
- увеличение объемов добычи углеводородного сырья и геолого-разведочных работ;
- повышение глубины переработки нефти;
- развитие инфраструктуры транспортировки продуктов переработки нефти.
Как показали последующие события, позиция нефтяных компаний о возможности наращивания темпов роста добычи нефтяного сырья при условии снижения налоговой нагрузки на нефтедобывающие предприятия была услышана и признана обоснованной. Уже 22 июля Президент России подписал Федеральный закон № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21,23,24,25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий повышение необлагаемого минимума, используемого при расчете коэффициента налога на добычу полезных ископаемых, введение налоговых каникул при добыче нефти на участках недр, расположенных на территории Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Азовском и Каспийском морях, а также севернее Северного полярного круга.
Кроме того, немногим ранее (18 июля) был подписан Указ Президента России № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Документ предусматривает разработку в 2009 году Концепции развития гражданского законодательства. По мнению экспертов, в качестве приоритетных будут рассматриваться проблемы прав собственности на землю и другие природные ресурсы, что не получило надлежащего отражения в действующем законодательстве.
Среди инициатив, рассматриваемых в настоящее время (как обсуждаемых, так и реализуемых посредством подготовки проектов нормативных правовых актов), можно выделить:
- разработку Государственной программы по изучению и освоению континентального шельфа, Программы комплексного освоения углеводородных ресурсов Северо-Западного региона России на период до 2020 года, Генеральных схем развития трубопроводного транспорта;
- стимулирование строительства на территории Российской Федерации новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов на условиях государственно-частного партнерства;
- введение в действие банка качества при транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам;
- совершенствование методов таможенно-тарифного регулирования при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефти сырой и продуктов ее переработки;
- развитие конкуренции в сфере оптового и розничного снабжения потребителей различными видами топлив;
- создание условий для широкомасштабного использования новых видов топлива для автотранспорта (синтетического дизельного топлива, газа и др.);
- использование механизмов биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами;
- повышение коэффициента извлечения нефти.
Российский союз промышленников и предпринимателей внимательно изучает планы нормотворческой работы федеральных министерств и активно использует предоставляемые Правительством возможности участия в диалоге «бизнес-государство» по существу законодательных инициатив. На наш взгляд, наряду с перечисленными предложениями, отдельного внимания заслуживает Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утвержденная в конце 2004 года. Не нужно быть специалистом, чтобы понять: отсутствие не только разведанных, но и извлекаемых природных ресурсов в необходимых объемах сведет «на нет» любые программы, стратегии, концепции и проч. К сожалению, геологоразведка длительное время не находилась в числе приоритетов расходной части бюджета. При этом сложилось ложное представление, что деньги, получаемые от добычи полезных ископаемых (в первую очередь, нефти), будут поступать постоянно неиссекаемым потоком. Как показало время, это совсем не так. Сегодня ситуация стала меняться, Правительство осознало, что геологическое изучение недр требует систематического, всестороннего и внимательного отношения.
Мы ожидаем, что в ближайший период интенсивность постановки вопросов, касающихся законодательного обеспечения процессов геологического изучения, разведки, освоения, обустройства и эксплуатации месторождений, будет нарастать. Это связано и с активной реализацией шельфовых проектов в широком смысле, включая и акватории внутренних морей, и с необходимостью внесения изменений в нормативные акты в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
По этой причине экспертами РСПП (Комитета по энергетической политике) предпринята попытка проанализировать существующие пробелы в законодательстве и проблемы в правоприменительной практике, наличие которых приводит к существованию избыточных административных барьеров при производстве работ по геологическому изучению, разведке, добыче, хранению и транспортировки нефти, в частности связанных с получением разрешений, согласований и экспертизы проектной и технологической документации. Формальным поводом к данной работе послужила неоднократно озвученная представителями нефтяных компаний (в том числе на «круглом столе» по обсуждению Энергетической стратегии – 2030, проведенном РСПП в марте с.г.) информация о том, что зарегламентированные бюрократические процедуры, создающие благоприятную почву для возникновения коррупционных схем принятия управленческих решений, зачастую становятся главным препятствием на пути компаний – недропользователей. Наглядной иллюстрацией этому служит документооборот одной из компаний: свыше 30 тысяч одних только многостраничных согласований и пояснений по самым различным и зачастую абсурдным поводам, оформляемых в течение одного года.
Подготовленные компаниями – членами РСПП и привлеченными экспертами предложения, условно сгруппированные в три раздела (законодательное стимулирование геологоразведки и освоения участков недр; снятие административных барьеров; гармонизация отраслевого (о недрах) законодательства с земельным, лесным, градостроительным, налоговым законодательством), явились предметом обсуждения на заседании трех комитетов Союза 22 июля с.г. По информации Министерства природных ресурсов и экологии, в настоящее время осуществляется подготовка и/или межведомственное согласование нормативных документов, затрагивающих 11 из 26 вопросов, отмеченных в материалах к данному заседанию, среди них - регламентация сроков оформления и выдачи лицензий на пользование недрами; изменение границ участка недр по площади и (или) глубине; установление требований к составу и содержанию проектной документации (технической и технологической) на разработку месторождений.
Отрицательные заключения Министерства по части вопросов, основанные на толковании общих принципов законодательства, сформировавшейся правовой конструкции отношений в цепочке «государство» - «недропользователь», на наш взгляд, оставляют возможность для дальнейшего диалога.
Эффективность работы, предполагающей широкую заинтересованность и направленной на создание благоприятных условий для стимулирования поисково-разведочных работ, может быть повышена путем обеспечения прозрачности и публичности подготавливаемых законодательных решений в сфере недропользования с возможностью участия заинтересованных компаний в обсуждении проектов документов на этапе их согласования в министерствах, до официального внесения Правительством в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.
Представляется, что почвы для государственно-частного конфликта здесь нет, поскольку речь не идет о вмешательстве в полномочия федеральных органов власти, которые все равно принимают решения самостоятельно. В условиях, когда отличительной производственной чертой многих российских компаний – недропользователей является стабильное повышение основных показателей геологоразведочных работ, позволяющее прирастить запасы и за счет этого компенсировать добычу, их привлечение к обсуждению представляется оправданным и обоснованным.
Наоборот, представляется нелогичной ситуация, в которой субъекты правового регулирования со стороны государства находятся в роли пассивных наблюдателей.
С учетом изложенного Российским союзом промышленников и предпринимателей заявлена инициатива создания межведомственной рабочей группы Минприроды, Минэкономики, Минэнерго с участием специалистов заинтересованных компаний, к функциям которой необходимо отнести анализ актуальных предложений и подготовку проектов нормативных документов. Материалы группы в дальнейшем могут рассматриваться на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Сегодня такие рабочие группы существуют при профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации, однако очевидно, что уровень и качество обсуждений в органах исполнительной власти будут отличаться, поскольку только министерства:
- осуществляют формирование государственной политики;
- обладают всей полнотой информации о фактической ситуации, необходимой для принятия объективных и всесторонних решений;
- осуществляют контроль за деятельностью недропользователей.
Создание группы позволит ускорить подготовку и процедурное оформление инициатив, обеспечить реализацию поручений Правительства, а также подготовить финансово-экономические и иные обоснования, необходимые для согласования позиций министерств по наиболее спорным вопросам.
Очевидно, что вопросы, накапливавшиеся годами, в одночасье не решить. Однако сегодня ситуация располагает к системной работе, направленной на достижение результата. На наш взгляд, единообразное понимание проблемы (что само по себе немаловажно для ее решения) государственными институтами и бизнес-сообществом должно способствовать реализации программ повышения запасов полезных ископаемых и инвестиционной привлекательности российских недр, создания базы для устойчивой добычи природных ресурсов в обозримой перспективе.




Источник: Станкевич Юрий, - Нефтяная отрасль:глубокий передел // www.rsppenergy.ru от 25.12.2007


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии