Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

ОАО РЖД начинает классовую борьбу

 24.09.2008
Версия для печати


Глава ОАО РЖД Владимир Якунин (на фото) не готов возить грузы по заниженным ценам

ОАО РЖД предлагает изменить свою тарифную систему, объединив невыгодный для госмонополии первый класс социально значимых грузов с прибыльным вторым. В РЖД понимают, что это вызовет слишком резкое повышение цен на перевозки, и для начала просят просто новой индексации тарифов в среднем на 10% на большинство грузов. Грузоотправители сомневаются в обоснованности повышения и жалуются, что оно ударит по их бизнесу.

Как рассказали "Ъ" несколько профильных чиновников, президент ОАО РЖД Владимир Якунин направил в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), Минтранс и другие профильные ведомства свои предложения об изменении тарифной системы. В документах идет речь о сближении тарифов на перевозку грузов первого и второго тарифного классов (см. справку). В РЖД считают, что система классов, введенная в 1995 году и предназначавшаяся для дотирования убыточных предприятий, изжила себя: производители товаров первого класса давно стали прибыльными, а РЖД, по собственным оценкам, субсидирование перевозок их продукции обходится до 100 млрд руб. ежегодно. Госмонополия предлагает профильным ведомствам "приступить к поэтапной ликвидации" системы. Вопрос уже обсуждался на совещаниях в правительстве, говорит знакомый с ситуацией чиновник.

В предложениях ОАО РЖД отмечается, что одномоментный перевод грузов первого класса во второй вызовет резкий рост тарифа (более чем на 50%). Поэтому ОАО РЖД не требует объединять тарифные классы прямо сейчас, а начать с дополнительной дифференцированной индексации по отдельным группам грузов. Конкретных размеров повышения в госмонополии не называют, но, по словам знакомого с предложениями профильного чиновника, тарифы для угля и железной руды ОАО РЖД предлагает повысить на 5-7%, кокса и зерна — на 7-10%, бензина и дизельного топлива — на 10-13%, цемента — на 15% и более. При такой индексации, по мнению специалистов РЖД, транспортная составляющая в конечной цене товаров при железнодорожной перевозке возрастет незначительно — на 0,6-1,2 процентных пункта, что не повлияет на ситуацию на соответствующих рынках и общую инфляцию.

В ФСТ и Минтрансе "Ъ" подтвердили, что получили предложения РЖД. "Решение об унификации тарифных классов требует самой глубокой оценки с точки зрения экономических последствий для страны",— сказал "Ъ" заместитель главы ФСТ Виталий Евдокименко. В Минтрансе "Ъ" сказали, что ведомство "в целом не против" предложений ОАО РЖД, но решение должно приниматься "с учетом социально-экономических последствий".

Знает об инициативах ОАО РЖД и часть грузоотправителей. "Мы слышали о предложениях РЖД по индексации тарифов, но считаем ее совершенно неоправданной. За этот год тариф РЖД и так не раз индексировался и уже вырос больше чем на 20%",— говорит заместитель гендиректора Международной зерновой компании (дочерняя компания Glencore) Алексей Расницов. Повышение, особенно в условиях резкого падения цен на зерно на внешнем рынке, сильно ударит по экспортерам, которые переложат рост издержек на сельхозпроизводителей, добавляет господин Расницов. Неоправданной считает индексацию и вице-президент "Роснефти" Игорь Ромашов: "Это нанесет удар по всей отрасли". Представитель ЛУКОЙЛа отмечает, что общие транспортные расходы ЛУКОЙЛа за первое полугодие составили $419 млн, притом что тарифы, например на морские перевозки, не выросли, а железная дорога подорожала на 14,9%. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов на прошлой неделе говорил, что компания обратится в правительство с просьбой о снижении транспортных тарифов, в том числе и РЖД.

Единственные грузоотправители, которые в принципе не против повышения тарифа,— производители цемента. "На нашем бизнесе повышение не скажется: во всех счетах цена за перевозку указывается отдельно, и за нее платит покупатель",— говорит член совета директоров "Сухоложскцемента" Максим Сотников. По его оценкам, конечная цена цемента для потребителя с учетом повышения тарифа на 15% увеличится на 2%. "Учитывая, что с мая цена на цемент в России упала на 25%,— это незначительно",— говорит коммерческий директор девелоперской компании Capital Group Алексей Белоусов. Но помимо цемента по железной дороге доставляются и другие стройматериалы, цены на которые продолжают расти, и в конечном счете повышение скажется на стоимости недвижимости, добавляет девелопер.



Источник: Екимовский Алексей, Мироненко Петр, Федорова Маргарита, "ОАО РЖД начинает классовую борьбу"// Газета «Коммерсантъ» № 172(3989) за 24.09.2008


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии