Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Лоббизм в законе

 05.08.2008
Версия для печати


Цивилизованный лоббизм — это публичный лоббизм

Лоббистская деятельность, считавшаяся в России делом полукриминальным, будет узаконена — с такой инициативой на минувшей неделе выступила администрация президента. Причем цивилизованный лоббизм увязывается с начавшейся кампанией по борьбе с коррупцией. Участники рынка скептически оценивают эффективность такого закона и полагают, что бизнес еще долго будет нуждаться в неформальном посреднике, которого можно направить в коридоры власти «с чемоданом денег».

В минувшую пятницу стали извест­ны подробности национального плана по борьбе с коррупцией. Масштаб предстоящих изменений впечатляет. Предполагается внести изменения в 25 действующих законов. Среди ключевых способов обуздания коррупции названы обеспечение «справедливой и равной для всех доступности правосудия», «специальные требования» контроля за приемом на работу и доходами чиновников и судей, сотрудников милиции и спецслужб, развитие в стране институтов общественного и парламентского контроля, а также легализация лоббистской деятельности путем принятия отдельного закона. Контроль за выполнением плана по борьбе с коррупцией и, соответственно, подготовку закона о лоббистской деятельности возложен на главу администрации президента Сергея Нарышкина.

Попытки цивилизовать лоббизм в истории новой России предпринимались неоднократно. Закон о регулировании лоббистской деятельности дважды готовился депутатами Госдумы: впервые еще в начале 90-х годов прошлого века (но ни разу не преодолел даже первого чтения), а во второй раз — в 2003 году, накануне выборов в Госдуму. Во второй раз тема лоббизма возникла в связи с тем, что ЮКОС рассматривал возможность официального финансирования политических партий. Один из авторов законопроекта о лоббизме 2003 года, экс-депутат Госдумы и лидер «Союза правых сил» Борис Немцов (второй автор — тогдашний сопредседатель СПС Ирина Хакамада), пояснил РБК daily, что при подготовке закона за основу был взят американский опыт. Законопроект предполагал лицензирование лоббистской деятельности, предоставление публичных отчетов лоббистов о том, как именно проходил процесс лоббирования, отчет о доходах от лоббистской деятельности, свободный доступ в государственные органы. «Наш законопроект, естественно, не мог быть принят, потому что он был направлен против кормления чиновников и тех же депутатов», — полагает Борис Немцов.

Участники рынка идею принятия закона поддерживают, но иллюзий по поводу его эффективной работы не питают. «Сейчас нет проблемы донести мнение отрасли до представителей власти, нас слушают, но никто не обязан реагировать на наши предложения, согласовывать интересы производителя, потребителя и государства», — говорит директор департамента по корпоративным вопросам группы аффилированных компаний «Филип Моррис» в России Алексей Ким. По мнению представителя игорного бизнеса, генерального директора ООО «Корона К» Сергея Фролова, легализация лоббизма является всего лишь дополнительной возможностью чиновникам заработать на лицензировании лоббистской деятельности. «Официальный лоббист, получивший лицензию, ничего не добьется, все по-прежнему будет решать человек, пришедший в инстанцию, условно говоря, с чемоданом денег», — полагает г-н Фролов. «В США закон о лоббизме действует давно, а коррупционные скандалы не утихают», — справедливо замечает председатель исполнительного комитета Союза пивоваров России Вячеслав Мамонтов.

Понятие «лоббизм» для России настолько непривычное, что даже эксперты затрудняются сказать, с чем его едят. «Сегодня лоббизм — настолько разнообразная сфера деятельности, что описать в законе, что является лоббизмом, а что нет, очень сложно», — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Другая проблема заключается в специфичности формата взаимодействия власти и бизнеса в России. Если после принятия закона о лоббизме будут открываться специализированные конторы по типу адвокатских, то толку от них будет мало. «Так уж сложилось, что кураторы бизнеса в исполнительной или законодательной власти предпочитают иметь дело с первыми лицами, — полагает глава РСПП Александр Шохин. — Цивилизованный лоббизм — это публичный лоббизм». Закон о лоббизме сможет заработать только тогда, когда будет обеспечена подлинная свобода СМИ, полагает Борис Немцов.



Источник: Фаляхов Рустем, - Лоббизм в законе // РБК daily от


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии