Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь
Главная страница Субъекты лоббистской деятельностиОтраслевой лоббизмТЭКЭкология, государственная компания и частные интересы

Экология, государственная компания и частные интересы

 08.07.2008
Версия для печати


Экологические и общественные организации Дальнего Востока, по территории которого пройдет вторая очередь Восточного нефтепровода, предъявляют многочисленные требования к безопасности проекта. Зачастую ничем необоснованные предложения защитников природы апеллируют к страху общественности перед техногенными катастрофами. Очередным примером спекулятивности требований и отсутствия у региональных активистов четкой аргументированной позиции по экологии проекта стал пикет амурских экологов под окнами общественной приемной, открытой «Транснефтью» для обсуждения предварительной документации по ВСТО-2.


Вопросы экологической безопасности крупных инвестиционных проектов масштаба ВСТО все чаще становятся объектом для спекуляций и инструментом для защиты частных интересов. Основные аргументы амурских экологов, бойкотирующих строительство первой очереди ВСТО в столице Амурской области, сводились к загрязнению нефтью источников воды в случае аварии на трубопроводе, а также ангажированности организаций, осуществляющих экологический мониторинг проекта. Между тем политизация экологических проблем ВСТО становится все более явной. Организаторами пикета в Благовещенске стали представители местных отделений «Яблока», «Объединенного гражданского фронта» и «Социалистического сопротивления». Посетить общественную приемную активисты не захотели.


Появление несуществующих поводов, тиражируемых региональными экологическими и общественными организациями для оказания давления на представителей «Транснефти», неудивительно. Дальний Восток отличается богатейшей природой, а большое разнообразие редких и исчезающих видов флоры и фауны региона предоставляет прекрасный шанс для спекулирования вопросами экологической безопасности крупных инвестиционных проектов и, в частности, ВСТО. В последнее время требования защитников природы становятся все более радикальными. Постоянные недовольства и нечеткая формулировка экологических предложений делают подобные заявления неубедительными, размывая позицию общественных организаций. Очевидно, что построение конструктивного диалога в таких условиях невозможно.


Претензии защитников природы становятся еще менее состоятельными в контексте экологической политики, осуществляемой «Транснефти» при строительстве ВСТО. Не стоит забывать, что компания использует передовые технологические разработки, созданные специально для прокладки Восточного нефтепровода в условиях вечной мерзлоты и сильных перепадов высот. В рамках реализации проекта к изделиям, комплектующим и технологическим процессам предъявляются самые высокие требования. Непосредственно при прокладке нефтепровода проводится регулярный мониторинг окружающей экосистемы, который озволяет моментально фиксировать любые изменения. Помимо этого, на всем протяжении трассы создаются аварийно-спасательные подразделения для оперативного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций. Экологический контроль осуществляется «Транснефтью» совместно с Ростехнадзором, Росприроднадзором и местными контролирующими органами. Вся эта работа вполне соответствуют российскому природоохранному законодательству.


Более того, каждый этап строительства Восточного нефтепровода выносится на суд общественности. У «Транснефти» реально отлажен механизм публичного контроля за строительством нефтепровода через общественные приемные, число которых только в Амурской области составляет больше десятка. В общей сложности на Дальнем Востоке открыто более 35 общественных приемных, где каждый может ознакомиться с техническим заданием и материалами ТЭО проекта и высказать собственные пожелания.


Между тем практика использования экологической тематики как инструмента политического давления распространена достаточно широко. Эта технология давно применяется на международном уровне -- как против отдельных компаний, так и целых государств. Наиболее яркие примеры - проекты российских газопроводов в Европу. Как северный (Северный поток), так и южный (Южный и Голубой поток) проекты сталкиваются с серьезным экологическим противодействием стран, по территории которых будет проложен газопровод. Причем важным является тот факт, что апеллируют к экологии лишь те государства, которые имеют политические претензии к России (Северный поток – прибалтийские государства, Южный поток – Украина). К технологиям международного давления можно также отнести Киотский протокол, который подразумевает введение для стран-участниц порога по выбросам парниковых газов в атмосферу. Стоит отметить, что в числе неприсоединившихся есть государства, которые являются основными загрязнителями атмосферы – США и Китай. Это позволяет Евросоюзу оказывать на них постоянное информационное давление.


Введение в эксплуатацию магистрального нефтепровода ВСТО позволит России решить ряд задач как социально-экономического, так и геополитического порядка. В первую очередь Восточный нефтепровод обеспечит выход российской нефти на новые рынки. В свою очередь, диверсификация экспортных маршрутов позволит снизить зависимость от фактически монопольного покупателя. Учитывая стратегическое значение Восточного нефтепровода, неудивительно, что проект подобного масштаба становится объектом пристального внимания различных экономических игроков. В этих условиях «Транснефти» приходится прикладывать максимум усилий, чтобы избежать чрезмерной политизации проекта и эффективно управлять им.


Наиболее широкое распространение получили спекуляции по поводу неконтролируемого распространения непарного шелкопряда, завезенного в китайских трубах для строительства нефтепровода. Насекомое якобы уничтожает лесные массивы Дальнего Востока. Руководитель приморской экологической организации «Бюро региональных общественных кампаний» (БРОК) Анатолий Лебедев признается, что не знаком с научным обоснованием содержания письма, обнародованного от имени БРОК. А ведь основным его требованием является запрет на импорт китайской трубной продукции. Письма БРОК уже направлены на имя полномочных представителей президента в Сибирском и Дальневосточном округах Анатолия Квашнина и Олега Сафонова. Кроме того, экологи призывают отказаться от китайских труб руководство ТНК-BP. БРОК не призывает бороться с шелкопрядом – оно призывает ограничивать импорт. Это две большие разницы.


Еще одним примером может стать амурский тигр, угроза популяции которого возникает всякий раз, когда речь идет о крупном инвестиционном проекте, масштаба ВСТО. Сегодня экологи утверждают, что трасса ВСТО-2 пройдет через места обитания тигра, а сооружение сопутствующей инфраструктуры в рамках реализации проекта создаст угрозу выживанию животного. Аналогичный прием использовался и на первом этапе проектирования. В то же время, согласно переписи Всемирного фонда дикой природы (WWF), в 2007 году популяция амурского тигра достигла максимальной численности за последнее столетие и более не находится на грани вымирания.


Мотивы защитников природы становятся все менее экологическими. Экологи все реже вносят конкретные предложения по усилению мер экологической безопасности при строительстве нефтепровода, предпочитая выдвигать радикальные требования о переносе трассы или запрете импорта. Между тем именно руководствуясь экологическими соображениями, «Транснефть» уже перенесла трассу ВСТО-1 на 400 км севернее Байкала. Недопустимым оказался для компании и первоначальный вариант маршрута второй очереди в районе Хабаровска - в результате трасса была вынесена за водозабор краевого центра. Приоритетность вопросов экологической безопасности и готовность «Транснефти» к сотрудничеству с экологами не вызывает сомнений. Однако государственная компания не должна становится заложником частных экономических интересов.

Подробнее о Евгении Махортове см. здесь.



Источник: Махортов Евгений, - Экология, государственная компания и частные интересы // Экспертный портал "Восточный нефтепровод" за 01.07.2008


Комментарии:

09.07.2008 10:29:48
Галлер Гарри
Евгений, бессмысленная, честно говоря, статья у вас получилась... 1. "Вопросы экологической безопасности крупных инвестиционных проектов масштаба ВСТО все чаще становятся объектом для спекуляций и инструментом для защиты частных интересов." - а вы как хотели? это обычная международная практика при реализации подобных проектов. любой крупный бизнес (ВСТО не исключение) является полем для столкновения множества интересов. 2. "Дальний Восток отличается богатейшей природой, а большое разнообразие редких и исчезающих видов флоры и фауны региона предоставляет прекрасный шанс для спекулирования вопросами экологической безопасности крупных инвестиционных проектов и, в частности, ВСТО. " - а какие еще крупные проекты, подобные ВСТО, реализуются в данный момент на ДВ? интересно послушать) 3. " В последнее время требования защитников природы становятся все более радикальными." - а дальше вы пишите "Постоянные недовольства и нечеткая формулировка экологических предложений..." - т.е. радикальные, по-вашему мнению, - это постоянные недовольства и нечеткая формулировка?) На более объективный и трезвый взгляд, радикальные - это когда, к примеру, крупные экологические организации лоббируют серьезные поправки в законы или оказывают давление на органы исполнительной власти, затрудняющие процесс реализации инвестиционного проекта. 4. "Не стоит забывать, что компания использует передовые технологические разработки, созданные специально для прокладки Восточного нефтепровода в условиях вечной мерзлоты и сильных перепадов высот." - передовые технологические разработки? интересно было бы услышать, какие компрессоры и ГПА использует "Транснефть"...кроме того, какая еще вечная мерзлота в регионе строительства ВСТО???))) смешно) 5. "Более того, каждый этап строительства Восточного нефтепровода выносится на суд общественности. Вся эта работа вполне соответствуют российскому природоохранному законодательству." - ) на суд общественности? это что еще такое? так все-таки "вполне" или соответствует?)) 6. "У «Транснефти» реально отлажен механизм публичного контроля за строительством нефтепровода через общественные приемные, число которых только в Амурской области составляет больше десятка." - реально отлажен - это хорошо) вот только вы, мне интересно, знаете, каким образом и насколько эффективно работают вышеописанные общественные приемные?) 7. "В первую очередь Восточный нефтепровод обеспечит выход российской нефти на новые рынки. В свою очередь, диверсификация экспортных маршрутов позволит снизить зависимость от фактически монопольного покупателя." - этот вывод и "логическая" связь просто взорвали мозг с утра) от какого еще монопольного покупателя будет снижена зависимость в результате строительства и эксплуатации ВСТО?))))) Комментировать можно бесконечно, однако, нет времени, да и особого желания. Статья ужасная. Все это больше похоже на плохой пиар "Транснефти", где ноль фактуры, ноль фактов, ноль логики и полное отсутствие понимания специфики данной проблематики. Очень печально, что на достаточно интересном ресурсе порой публикуются настолько "безвкусные" и "сырые" статьи. С уважением, Гарри.
09.07.2008 17:12:52
Токарев Николай Петрович
Зря Вы, Гарри, настолько безапелляционно заявляете о некоторых вещах.. Уж на то, что Вы понимаете "специфику данной проблематики", в Вашем комментарии не указывает ровным счетом ничего. С Вашим мнением можно было бы поспорить, если бы Вы выдвинули хоть один аргумент, но для этого надо разбираться в проблеме, а Вы, простите, даже не в курсе, что более 60% территории РФ находится в зоне вечной мерзлоты. Кстати, если на карту посмотреть, то эта самая зона (о мистика!) как раз покрывает значительную часть трассы ВСТО. Так что, хотите - смейтесь, конечно, но лучше почитайте побольше.. кстати, много интересного найдете и про инвестиционные проекты на ДВ. ;) Евгений, за статью спасибо! С уважением, Н.Т.
09.07.2008 17:14:48
Токарев Николай Петрович
Зря Вы, Гарри, настолько безапелляционно заявляете о некоторых вещах.. Уж на то, что Вы понимаете "специфику данной проблематики", в Вашем комментарии не указывает ровным счетом ничего. С Вашим мнением можно было бы поспорить, если бы Вы выдвинули хоть один аргумент, но для этого надо разбираться в проблеме, а Вы, простите, даже не в курсе, что более 60% территории РФ находится в зоне вечной мерзлоты. Кстати, если на карту посмотреть, то эта самая зона (о мистика!) как раз покрывает значительную часть трассы ВСТО. Так что, хотите - смейтесь, конечно, но лучше почитайте побольше.. кстати, много интересного найдете и про инвестиционные проекты на ДВ. ;) Евгений, за статью спасибо! С уважением, Н.Т.
09.07.2008 17:23:59
Галлер Гарри
Николай Петрович, да о чем вообще речь? Я указал, что это не "аналитика", а всего лишь пиар ВСТО)) что касается инвестиционных проектов в энергетике, то масштаба ВСТО проектов больше нет. жду ссылок, если вас это не затруднит, про "лучше почитайте побольше". спасибо за комментарии. и воспринимайте критику проще) это же обмен мнениями, а не площадка для инет - баталий)))
09.07.2008 16:38:26
Нефтяной Гуру
Уважаемый Гарри! Разрешите пояснить Вам пункт под номером 7. Основным потребителем российской нефти является Европа, на долю которой приходится около 90% экспорта. С вводом в эксплуатацию ВСТО ситуация существенно изменится за счет поставок на рынки стран Азиатско-тихоокеанского региона, если, конечно, знаете о существовании такого! Читайте больше - во избежании взрывов наш мозг нуждается в регулярных тренировках))) А разбираться в структуре российской экономики специалисту "со вкусом" не помешает, 100%))))
09.07.2008 17:15:17
Галлер Гарри
Уважаемый Гуру! Если беретесь что-то пояснять, так делайте это корректно, а то будет не взрыв мозга, а уже его полный коллапс. какие еще страны АТР?).....Кроме Китая?)Может, Вьетнам?)) И ситуация, к вашему сведению, «существенно» не изменится, поскольку: 1. поставки в ЗЕ законтрактованны на десятки лет, и ЗЕ на данный момент является ключевым потребителем (пусть и не стратегическим) 2. нефть и газ – вопрос политический, поэтому эффективность так понравившейся вам «диверсификации» будет определяться вполне логичной политикой tit for tat реализма. Кстати, спасибо за «введение» в геополитику АТР) Было очень познавательно...
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии