Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Законодательный лоббизм

 10.02.2008
Версия для печати


Все законопроекты после их внесения в Госдуму попадают в Администрацию Президента

Нижеследующее материал - интервью с практикующим лоббистом, обеспечивающим согласование интересов при лоббировании законопроектов на уровне Государственной Думы, Аппарата Правительства и Администрации Президента. Анонимность интервью объясняется тем, что затронутые в нем вопросы могли бы негативно отразиться на его практике. В дальнейшем Журнал о лоббизме и Government Relations Lobbying.ru будет публиковать подобные материалы, которые, как мы надеемся будут чрезвычайно полезны для специалистов.

Какие институциональные объекты воздействия, на сегодняшний день, являются определяющими в законодательном лоббизме?
Сегодня, еще до инициирования законопроекта профессиональный лоббист должен согласовать свою инициативу с Правительством Российской Федерации, получив его заключение. Субъект права законодательной инициативы направляет разработанный им законопроект на имя председателя Правительства с просьбой предоставить заключение, в соответствии с требованием Конституции, а также закона «О Правительстве Российской Федерации». После поступления законопроекта в Аппарат Правительства, он расписывается в профильный департамент, который уже его направляет в профильные министерства. В какие профильные министерства направляется законопроект зависит от его специфики. Если это, например, какие-то судебные вопросы – это Минюст, налоги и бюджет – это всегда Минфин, экономические вопросы -  МЭРТ, сельское хозяйство – Минсельхоз и т.д. Но здесь есть важная особенность: все законопроекты в обязательном порядке согласовываются с Минюстом, с Минфином и с Минэкономразвития. Это три министерства, которые в обязательном порядке должны участвовать в этом процессе и прислать свои заключения.

Есть ли сроки на это согласование?
Да, эти строки установлены. Согласно ФКЗ «О Правительстве» Правительству дается месяц на подготовку заключения. В соответствии с этим расписываются и сроки согласования с министерствами: в двухдневный срок документ должен уйти из Правительства в министерства, министерства-соисполнители должны в пятнадцатидневный срок дать свои замечания, а головной исполнитель в двадцатидневный срок должен представить в Аппарат Правительства проект заключения.

Бывают ли расхождения на данном этапе на уровне министерств?
Такое бывает. Но регламент Правительства предполагает проведения согласительных процедур. До того как отправить несогласованное заключение обратно в Правительство министерства должны попробовать согласовать свои позиции и отразить это в сопроводительных документах, представив таблицу разногласий. В обратном случае неурегулированные разногласия потом уже будут решаться на уровне Аппарата Правительства. После того как проект заключения на законопроект подготовлен, он отправляется обратно в профильный отраслевой департамент аппарата Правительства.

В Департамент отраслевого развития аппарата Правительства, который Ольга Пушкарева возглавляет?
Нет, это необязательно. Проект заключения из министерств может, например, попасть в Департамент экономики и финансов, если законопроект касается бюджета, налогов  или каких-то экономических параметров. Главное, что он попадает именно в тот департамент, который его отсылал в двухдневный срок, после поступления его в аппарат Правительства от субъекта права законодательной инициативы. Далее в аппарате Правительства проходит следующая работа: если документ согласован и по нему нет никаких разногласий, профильный департамент направляет его в правовой департамент Аппарата Правительства (глава Г.В. Минх). Проект заключения может содержать позицию отраслевого департамента, однако, если позиция по законопроекту очевидная, например, все министерства против, этого не происходит. Правовой департамент Аппарата Правительства уже готовит его к заседанию Комиссии Правительства по законодательной деятельности (глава А.Д.Жуков). На Комиссии проект заключения обсуждается. Если никаких разногласий с проектом заключения нет, Комиссия утверждает позицию Правительства с формулировкой «поддерживается» или «не поддерживается».

Кто входит в Комиссию?
Председатель комиссии Жуков, его заместитель Гарри Минх, полномочные представители Правительства в палатах федерального собрания, статс-секретари федеральных органов исполнительной власти. Заседает Комиссия, как правило, раз в неделю. На Комиссии обсуждается каждый проект заключения или отзыва на законопроект, инициируемый субъектом права законодательной инициативы, обсуждаются все законопроекты, которые стоят на текущую неделю в Государственной Думе и в Совете Федерации, а также возможные поправки к законопроектам.

Сколько законопроектов проходит через эту Комиссию в неделю?
Порядка 50-60 законопроектов. Большинство законопроектов проходят очень быстро. Обсуждаются только проблемные законопроекты, где есть разногласия и пр. Предположим, не смогли согласовать позиции профильные министерства, например, Минсельхоз или Минфин. Это бывает относительно часто. Минсельхозу нравится идея поддержки сельского хозяйства, а Минфин выступает резко против, обосновывая свою позицию отсутствием денег и пр.
В таких случаях, проект Заключения, где есть разногласия, предварительно, перед вынесением на заседание Комиссии обсуждается в профильном и правовом департаменте правительства, которые формируют свои позиции. В итоге все эти документы выносятся на заседания Комиссии, где уже принимается решение по существу. Главное слово здесь за председателем Комиссии. В отдельных случаях, когда есть существенные разногласия, председатель Комиссии назначает отдельное совещание. Это в первую очередь касается сложных, специфических законопроектов.

Где на этом предварительном этапе, еще до внесения законопроекта в Государственную Думу, осуществляется лоббирование?
Оно возможно на уровне министерств. Лоббисты договариваются с соответствующими департаментами профильных министерств. На уровне Аппарата Правительства лоббизма немного.

Почему?
А зачем? Ведь можно все согласовать на предварительном этапе. Я скажу более: настоящие профессионалы законодательного лоббизма, еще до отправки проекта закона в Аппарат Правительства, уже все давно согласовали на уровне министерств. И когда в Аппарате Правительства ты видишь положительные проекты заключения из Минфина и МЭРТа – это означает, что уже все давно проработано. Это и есть те «нулевые чтения», о которых так много говорят. Предварительная проработка и согласование вопросов. Когда на этом уровне все вопросы сняты, твой законопроект идет как по маслу. А почему? Потому что ты не поленился согласовать все интересы, учесть все замечания. В последнее время в Правительстве стала популярна формулировка «Правительство поддерживает законопроект при условии внесения изменений до рассмотрения законопроекта в первом чтении». Это делается потому что, изменив законопроект к первому чтению, далее ты снимаешь целый ряд вопросов по его прохождению.

Хорошо, что происходит дальше?
Дальше оформляется заключение Правительства. Одна копия идет в Государственную Думу, другая – субъекту права законодательной инициативы. Позиция Правительства в сегодняшнем законодательном процессе чрезвычайна важна. Законопроект, после заключения Правительства, в Государственную Думу поступает уже с неким клеймом, с которым в дальнейшем все будут считаться. Дальше субъект права законодательной инициативы вносит законопроект, который вместе с заключением Правительства попадает в профильный Комитет, потом идет рассылка через Совет Государственной Думы. К рассмотрению законопроекта в первом чтении Комитет вырабатывает свою позицию.

Какова роль на данном этапе Администрации Президента?
Все законопроекты после их внесения в Государственную Думу при рассылке попадают в Администрацию Президента, и там также вырабатывается позиция. Ключевыми институтами согласований в Администрации являются Государственно-правовое управление (ГПУ), Экспертное управление и Управление по внутренней политике. ГПУ Президента готовит свое заключение на законопроект. При этом Экспертное Управление также может иметь свою позицию. Значение заключения ГПУ президента очень велико. Мало можно привести примеров, когда законопроекты с отрицательным заключением из ГПУ становились законами.
Вообще, стоит отметить, что успешное прохождение законопроекта в Государственной Думе зависит от позиции трех институциональных групп влияния: ГПУ Администрации Президента, Правительства и профильного Комитета Госдумы.

Какова роль в законодательном лоббизме Управления по внутренней политике Администрации Президента?
Управление внутренней политики – основное структурное подразделение Администрации Президента, которое осуществляет взаимодействие с Государственной Думой, они обеспечивают деятельность официальных представителей Президента в палатах Федерального Собрания, а также отстаивают позицию ГПУ в Государственной Думе и, прежде всего, на Президиуме фракции «Единая Россия», где определяется какие законопроекты поддерживать, а какие нет на текущей законодательной неделе. Решения на Президиуме фракции принимаются на основании позиции упомянутых мной ранее трех групп институционального влияния.

Какова роль на данном этапе Правового управления Аппарата Государственной Думы?
Оно значительно и, сегодня, им не стоит пренебрегать. Свое заключение правовое управление аппарата Государственной Думы готовит после внесения законопроекта в Государственную Думу, и оно также озвучивается на заседании Президиума фракции «Единая Россия». Чаще всего позиция правового управления Аппарата Госдумы принимается во внимание, когда, например, все три обозначенных выше института воздействия согласны с законопроектом, а правовое управление Аппарата Госдумы нашло какие-то обстоятельства, которые делают дальнейшее прохождение законопроекта затруднительным.

Какова роль на данном этапе председателя  Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислава Резника?
В Государственной Думе четвертого созыва Владислав Резник – является основным докладчиком по законопроектам на текущую неделю на президиуме фракция «Единой России», во фракции он в качестве заместителя Руководителя фракции отвечает за законодательство. Он предварительно взаимодействует с правовым управлением аппарата Госдумы и часто озвучивает ее позицию.

Кто присутствует на заседании президиума фракции «Единая Россия»?
Члены президиума фракции, представители Комитетов, представители Правительства и Администрации Президента,

Поговорим о влиянии лоббистов на заседаниях профильных комитетов Госдумы?
После того как законопроект принят в первом чтении, дальнейшая его судьба и содержание определяется на заседании профильного Комитета. Так как эти заседания проходят в открытом режиме влияние лоббистов, конечно, заметно. Особенно их роль возрастает в процессе внесения поправок ко второму чтению. Как правило у законопроектов, а в особенности экономической тематики, есть как сторонники, так и оппоненты. Лоббисты привлекают на свою сторону депутатов из профильного комитета, идут дискуссии. Но, в конце концов, на комитете все решается голосованием. Если решение принято не в твою пользу, у депутата есть еще возможность выступить на пленарном заседании, когда будет голосование по законопроекту во втором чтении. Но, по практике последних лет, если твоя поправка не попала в таблицу поправок рекомендуемых к принятию, найти поддержку у парламентариев на заседании Госдумы крайне сложно.

А какова роль Правительства и Администрации Президента на данном этапе?
Влияние ГПУ имеет место быть также после принятия законопроекта в первом чтении, вокруг которого есть разногласия. Именно ГПУ готовит заключение Президента на принятый в первом чтении законопроект. Это заключение идет уже за подписью Президента и определяет вектор дальнейшей работы над законопроектом, чтобы быть в итоге подписанным. Именно это заключение является определяющим для вносимых в дальнейшем поправок.
Роль Правительства на данном этапе тоже значительна, хотя, стоит иметь в виду, что прямого участия в работе комитета Госдумы оно не принимает (в нем работает статс-секретарь или официальный Представитель Правительства). Правительство оказывает влияние на законопроект через Комиссию по законодательной деятельности, когда готовятся и обсуждаются поправки или через президиум фракции «Единая Россия».  Например, на президиуме фракции представители Правительства могут попросить перенести рассмотрение законопроекта и пр.



Источник: Lobbying.ru от 1 февраля 2008 года


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии