Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь
Главная страница Объекты лоббистской деятельностиГосударственная ДумаЛоббизм в Государственной ДумеВладимир Медведев, Депутат Госдумы РФ, президент союза нефтегазопромышленников России

Владимир Медведев, Депутат Госдумы РФ, президент союза нефтегазопромышленников России

 15.12.1999
Версия для печати


Интервью с Владимиром Медведевым, депутатом Госдумы РФ, президентом Союза нефтегазопромышленников России  
Владимир Сергеевич МЕДВЕДЕВ, потомственный нефтяник, профессиональный газопереработчик, депутат Государственной Думы РФ двух последних созывов, президент Союза нефтегазопромышленников России в интервью Журналу выразил надежду на то, что подавляющее большинство в новой Думе будет принадлежать блоку "Отечество -- Вся Россия", а его коллеги отдадут предпочтение профессионализму и здравому смыслу. Когда-то дело нужно ставить с головы на ноги. ОВР знает, как выправить ситуацию и что сделать для того, чтобы люди наконец-то почувствовали себя действительно равноправными гражданами великой страны. Чтобы производственники, нефтяники, газовики, переработчики стали промышленной элитой, а не просто голодными зрителями московских увеселений заевшихся олигархов!


Что нынешняя Государственная Дума, заканчивающая свою работу, на Ваш взгляд могла, но не сделала для стабилизации в стране, в нефтегазовом комплексе?
Сложный вопрос, простым перечислением того, что не сделала Государственная Дума 5-го созыва, на него не ответить.
Знаете, еще Жан Жак Руссо отмечал, что мудрый законодатель начинает не с принятия законов, а с изучения их пригодности для данного общества.
Думаю, что само общество было не готово к высокой результативности работы парламента. Именно в этом ключ к тому, в чем сегодня упрекают Думу. Давайте поразмышляем вместе.
Экономическая политика, основанная на либерально-монетаристской модели построения рыночных отношений с минимальным государственным регулированием, привела к откровенно раздельному существованию финансового сектора и реальной экономики. Неприкрытая демагогия и политические свары различных партий и движений -- стали неким символом этого времени. Конфликт между партиями, естественно, приводит к нескончаемому противоборству между исполнительной и законодательной властями, между Федеральным Собранием и Президентом. Законодательная власть расколота на левых и правых, демократов и реакционеров , прозападные силы и "патриотов". Ну что тут говорить о том, что Дума не сделала? В такой ситуации следует говорить о том, что Государственная Дума смогла не допустить конституционного взрыва, окончательной деградацией нашей еще непрочной демократической системы и развала страны.
Потом, все кричат: нужны законы, но забывают уточнить, а будут ли они в данных условиях работать. Ведь для того, чтобы улучшить инвестиционную политику, надо определить и принять новый налоговый кодекс, для этого сначала принять бюджетный кодекс, который в свою очередь принимается на основании выработанной экономической стратегии на длительный период. Не будет работать механизм СРП покуда нет нормальных налогов, не решен политический вопрос: право на землю, право на недра, передача прав...
Как в старом анекдоте, чтобы мост построить надо определиться как строить: вдоль или поперек. Вот у нас зачастую все вдоль норовят что-то сотворить.
История реформ свидетельствуют о том, что их успех возможен лишь тогда, когда, во-первых, заявленная цель находит поддержку большинства общества, во-вторых, методы проведения реформ не создают серьезный дисбаланс среди политических и властных элит и наконец, в-третьих, когда имеется механизм их проведения, а именно: система государственной власти, пронизывающая снизу доверху все административно-территориальные единицы государства и втягивающая в осуществление реформ большинство активных социальных групп.
В российской действительности можно говорить лишь о наличии первого фактора: общество действительно настроено на лучшую жизнь и намерено двигаться по демократическому пути развития. Что же касается второго и третьего факторов, то методы проведения реформ явно не удовлетворяли и не удовлетворяют большинство населения, а единого и хорошо организованного механизма так и не появилось, несмотря на поэтапную конституционную реформу, проводимую в стране с 1993 года.

То есть, Вы считаете, что "собака зарыта" в отсутствии механизма проведения реформ?
Не только механизма, но и идеологии. Идеология же не такая уж и сложная: от деклараций перейти к делу, к рациональной промышленной политике (а без такой политики российская экономика лишается каких-либо перспектив для развития). Перво-наперво, безотлагательно выработать "правила игры", расставить экономические приоритеты развития и помощи отраслям. Новый курс должен получить именно такое название: от финансовых спекуляций на деньги МВФ к политике экономических приоритетов.
Экспортные отрасли необходимо выделить особо. Нефтедобыча и нефтепереработка, газовая промышленность и металлургия, ВПК и химическая промышленность должны стать "кислородной подушкой" для полуживого реального сектора экономики, пропорционально получить, в первую очередь, активные стимулирующие условия для роста экспорта, доступные кредиты, снижение налоговой нагрузки, транспортных тарифов, таможенных сборов.
Приоритетное структурирование промышленности поможет и Госдуме расставить приоритеты в законотворчестве. Ну, действительно, закон "О пчелах" принимается, а поправки к закону "О недрах", касающиеся таких жизненно важных вопросов, как предоставление прав на недропользование, стимулирование работы с малодебитными скважинами, трудноизвлекаемыми запасами, откладываются.

Какие же первоочередные законодательные отраслевые инициативы должны, на Ваш взгляд, быть рассмотрены новой Думой?
Для стабилизации положения в топливном комплексе сегодня как воздух необходим целый блок нормативных актов для того, чтобы включить механизмы государственного регулирования, механизмы поддержки отечественных производителей энергоресурсов, в том числе и в звене малого бизнеса, механизмы гибкого налогообложения, стимулирующие отечественного производителя.
Что нужно нефтегазовому комплексу в первую очередь? Приблизить к реалиям жизни закон "О недрах". Мы чрезмерно увлеклись заботой об СРП, борьбой за жизнь этого важного для экономики страны закона. По сути с 1995 года была приостановлена работа по поправкам к закону "О недрах", к статьям 10, 17, 40 этого закона. Они касаются предоставления прав на недропользование, перехода этих прав от одного субъекта к другому.
С 1992 года кардинально изменились правовые отношения в ТЭКе, в государстве, закон продолжает регулировать правовые взаимоотношения чисто административным путем. Необходимо прописать в законе механизмы регулирования проблем с трудноизвлекаемыми запасами, малодебитными скважинами за счет определенных льгот или особого режима взимания платежей за недра.
Неработающий фонд, как известно, составляет более 40 тыс. пробуренных и обустроенных скважин с потенциальной добычей более 42 млн тонн в год (5 т/сут. при среднем дебите по отрасли 7,4 т/сут.). Можно посчитать КАКИЕ объемы мы не используем.
Мы считаем, что такой стимулирующий механизм должен быть прописан и во второй части Налогового кодекса, и, по такой же модели, в законе "О недрах" или в подзаконных актах, раскрывающих 40-ую статью этого закона.
Сейчас идут согласования с Минфином, с налоговыми ведомствами по этому блоку поправок. В правительстве с пониманием относятся к этому вопросу. В бюджете 2000 года, конечно, такие изменения мы уже опоздали вводить, а в следующем -- возможно. Если мы будем немного понастойчивее.
Уверен, что надо вернуться к законопроекту "О нефти и газе''. Назовем его иначе -- "Нефтяной кодекс", главное, чтобы он регламентировал и регулировал, как, например, закон о нефти и газе в США, все стороны производственной и финансовой деятельности нефтяных и газовых компаний, возможные разногласия между государственной и иными формами собственности, и множество других вопросов. Нам надо "приложить руки" к законопроекту о государственном протекционизме, нужны конкретные и практичные законодательные предложения по главным проблемам малого предпринимательства, которое в топливном комплексе незаслуженно обойдено вниманием. Я уже говорил о неработающем фонде скважин. Огромное поле деятельности для малого бизнеса.

А что-то предпринимается на деле в плане помощи малому предприятию? Есть какие-то конкретные законодательные предложения?
Сегодня в Госдуме находится пакет проектов федеральных законов, которые должны решить четыре главные проблемы предпринимателей: стимулирующие налоги (о чем я уже говорил), порядок в отношении собственности, законодательно выстроенный порядок в отношениях бизнеса и власти, доступ к деньгам или иными словами кредитование производства.
Под номером 1 -- Налоговый кодекс РФ. Обращаю Ваше внимание на раздел, регулирующий особые режимы налогообложения предпринимательской деятельности. Сейчас рассматривается альтернативный проект упрощенной системы налогообложения субъектов малого бизнеса. Каковы его преимущества перед официальным? Во-первых, в нем сняты ограничения по предельному размеру валовой выручки малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Во-вторых, сокращается уровень налогообложения.
Это связано с тем, что малые предприятия, добровольно перешедшие на упрощенную систему и уплачивающие единый налог, согласно данному законопроекту, освобождаются от всех обязательных платежей в бюджет за исключением таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов (социальные внебюджетные фонды получают свою часть единого налога).
Снижены ставки единого налога. Их максимальное значение составляют 6,5% от валовой выручки.
Следующий законопроект -- "О защите прав и законных интересов предпринимателей" -- формулирует нормы, позволяющие защитить предпринимателей от официального самоуправства и произвола, которые в отношении малого бизнеса являются одной из наиболее остро стоящих проблем.
И еще один важный законопроект -- "О потребительских обществах взаимного кредитования и взаимного страхования" -- регламентирует все заемные и страховые операции, без которых развитие предпринимательства по сути мертво.
Все законопроекты, повторяю, важны, но в нынешнем составе Думы эти законы вряд ли состоятся. Хотелось бы думать, что они состоятся в будущей Думе, в которой, надеюсь, появятся серьезные лоббистские группы, которые займутся поддержкой законодательных актов, повышающих эффективность промышленности в целом или отдельных отраслей.
Что еще? Из быстрых и эффективных совместных действий правительства и парламента должно быть решение проблемы накопившейся задолженности. Реструктуризация долгов, частичное их списание -- процесс болезненный, но единственно верный. Только он способен в нынешней ситуации развязать руки предприятиям и банкам и подтолкнуть производство. Никто не против процесса банкротства как наказания. Но следует отделять недобросовестных должников от "без вины виноватых", попавших под государственный каток несовершенной налоговой системы.

Вы упомянули о лоббистских группах в новой Думе. Вы считаете это возможно?
Мы не скрываем, что "нефтегазовое лобби" уже существует. Объективно мне с моими коллегами по депутатской группе "Российские регионы" приходится ежедневно заниматься лоббистской практикой: бюджет, налоги, СРП, инвестиции. Лоббируем, одним словом, жизненные условия для нефтегазового производства.
А давайте-ка представим себе картину, что было бы, не лоббируй топливный комплекс государственные (подчеркиваю) стратегические интересы в нынешних эшелонах власти, особенно при условии кадрового калейдоскопа в правительстве?
Просто это надо ввести в цивилизованную практику, как это принято во всех развитых странах. Соответствующий законопроект о лоббистской деятельности рассматривался в Государственной Думе, но легализован в виде закона не был.
Вообще, сравнивая лоббирование на Западе и в России, надо обсуждать не проблему наличия или отсутствия у нас лоббизма, а формы взаимодействия предпринимателей с властью там и здесь. Что именно лоббируют там и здесь?
В Нефтеюганске, после моего очень критического выступления, ко мне подошел М.Ходорковский с претензиями: дескать, "ты, как президент Союза нефтегазопромышленников, должен защищать мои интересы". "Отнюдь, -- сказал я, -- не твои, а интересы топливного комплекса..."
И нам есть, что совместными усилиями защищать, что лоббировать. Первое, энергетическую безопасность Отечества, в котором мы живем. Не будем забывать, что в совокупности своих отраслей ТЭК образует энергетический базис современного (и не только российского) общества. В странах, которым мы, с подачи некоторых реформаторов, пытались подражать, к энергетическому базису относятся ревниво, вплоть до обстрела строптивых нефтеносных стран крылатыми ракетами.
Каково состоянии энергетического базиса страны сегодня, таков рост экономики он сможет обеспечить завтра. ТЭК по международной классификации секторов хозяйства относится к инфраструктуре, благополучие которой -- необходимое условие даже не роста, а самого существования экономики.
Вторая причина лоббирования "общих интересов" нефтяников и газовиков -- пересмотр налоговой политики государства. Тем более, что и в будущем году света в тоннеле не видно. Вы знаете, что в проекте бюджета’2000 высокие налоговые ставки не только остаются неизменными, но и увеличиваются, в частности, таможенные пошлины.
Следующий момент -- конкурентоспособность российских экспортеров энергоресурсов. Топливный комплекс нуждается сегодня в более активных правительственных действиях на суше и на море, в ближнем и дальнем зарубежье. Коммерческий интерес нефтегазового комплекса здесь должен бы полностью совпадать с геополитическими ориентирами России, с интересами всех отраслей промышленности.

Есть ли у Вас уверенность в том, что новая Дума будет думать и действовать по-новому? И вообще какая, на Ваш взгляд, Дума нужна России в целом и отрасли в частности?
С учетом нынешней ситуации, расклада политических сил, с началом нового избирательного цикла есть надежда, что оптимизация государственной власти, в том числе законодательной, произойдет.
Какая Дума нужна России? Вместо партийной борьбы за власть как самоцель должна быть конкуренция идей. Вместо популизма -- конструктивность. Именно поэтому мы заявляем: в новом составе Государственной Думы должны преобладать разумные, трезвомыслящие политики, озабоченные проблемами регионов страны. В Федеральном Собрании большинство должны получить люди дела, прагматики, доказавшие, что готовы работать для страны, а не во имя торжества чьих-либо амбиций и идеологических предпочтений.

Как Вы считаете все же, сохранит ли обновленная законодательная власть оппозиционный характер по отношению к исполнительной?
Приведу слова того же Жан-Жака Руссо: "Законодательная власть -- сердце государства, исполнительная -- его мозг". Единый организм. Эффективная власть в государстве та, которая пользуется авторитетом и опирается в своей деятельности на парламент, а не конфронтирует с ним. Нам надо делать общее дело, предстоит длительный период восстановления экономики, жесткого государственного регулирования и затянутых поясов. Этого можно достичь при условии формирования общими политическими усилиями и согласием президентской, представительной и исполнительной ветвей власти.

На Ваш взгляд, эффективность Думы могла бы быть большей, если бы порядок избрания парламентариев основывался лишь на принципе "одномандатного округа "?
Сегодня уже поздно об этом говорить. Хотя я всегда ратовал за совершенствование выборного законодательства, прежде всего, отмену партийных списков, составляющихся в Москве. Партиям, созданным в начале 90-х годов, при всех их различиях, присуще одно общее свойство: все они создавались сверху для политической раскрутки того или иного московского "вождя". Перед выборами все сразу вспомнили о регионах, зачастили с разъездами по небольшим городкам и обещаниями -- все это из тактических соображений, чтобы с опорой на регионы захватить центральную власть. Рыбалка на живца. Региональные интересы в законотворческом процессе должны представлять и выражать достойные представители избирательных округов, отвечающие перед своими избирателями мандатом доверия, исповедующие не партийные интересы, а сугубо региональную политику.




Источник: Медведев Владимир, Депутат Госдумы РФ, президент союза нефтегазопромышленников России,-Промышленная элита, а не голодные зрители//Нефтегазовая Вертикаль, 12, от 15.12.1999

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии