Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Почему в Брюсселе так много лоббистов

 30.10.2007
Версия для печати


Сильные мира сего за ланчем в брюссельском ресторане Barbanera неподалеку от штаб-квартиры Еврокомиссии

Блюда в брюссельском ресторане Barbanera удовлетворят вкус самого придирчивого клиента. Спагетти изготовлены вручную, свежий морской язык на гриле прожарен идеально, а тирамису — сплошные сливки. Но здешние многочисленные посетители, похоже, почти не обращают внимания на меню. Дело в том, что Barbanera — это место, где лоббисты поят, кормят и обхаживают чиновников из расположенной на этой же улице штаб-квартиры (стекло, бетон) Еврокомиссии. На столах разложены документы, на предусмотрительно принесенных персоналом табуретах лежат раскрытые кейсы, а речь гостей пестрит акронимами и жаргонными словечками европейских бюрократов.

Cчитая мировым центром лоббизма Вашингтон, вы сильно ошибались. По оценкам Еврокомиссии, в Брюсселе работают около 15 тыс. лоббистов против 11 660, зарегистрированных в американской столице в этом году. Комиссар Чарли МакКриви, в чьи обязанности входит контроль над интеграцией финансовых рынков 27 стран–членов ЕС, говорит, что частенько чувствует себя случайным прохожим под перекрестным огнем враждующих группировок. «Это страшно раздражает, — сокрушается он, — но это система, ничего не поделаешь».
Всех этих людей влечет в Брюссель то, что именно здесь пишутся правила, по которым живет $13-триллионная экономика еврозоны. Чиновники регулируют все отрасли и секторы, от безопасности продуктов питания до защиты личной информации в Интернете и автомобильных выбросов, и вводят все новые и новые правила игры. В этом году антимонопольный орган Еврокомиссии наложил на корпорации более $3,6 млрд штрафов за картельные сговоры, что почти в восемь раз превышает общую сумму санкций антимонопольного подразделения Минюста США за весь 2006 год. За последние месяцы регуляторы из Еврокомиссии добились решения суда о взыскании с Microsoft $613 млн, начали расследование в отношении американского производителя чипов Qualcomm и объявили о намерении обновить регулирующую базу для сотовых операторов и компаний коммунальных услуг. «Я в этом году еще ни разу не был в Вашингтоне, но уже трижды ездил в Брюссель, чтобы пообщаться с чиновниками ЕС, ведающими транспортом и антимонопольными мерами», — рассказывает Дэвид Шварт, исполнительный вице-президент Sabre Holdings, техасского оператора системы бронирования туров.

Американский стиль
Ставки велики, и корпоративные гиганты активно наращивают свое присутствие в Брюсселе. Например, европейцы собираются рассмотреть, как Google защищает личные данные пользователей, и пристально изучить предполагаемое приобретение поисковиком группы онлайновой рекламы DoubleClick. Неудивительно, что Google ищет влиятельного брюссельского лоббиста для «координации вопросов, связанных с государственной политикой, анализом проблем и отношений с властями», как говорится в описании вакансии на сайте компании.

В чем-то Брюссель — мечта лоббиста. Если в Вашингтоне приходится метаться между Капитолием и многочисленными ведомствами, то в Брюсселе все проще: есть только Еврокомиссия с 23 тыс. сотрудников. Для сравнения: в Вашингтоне число чиновников федерального уровня перевалило за 270 тыс. «Поскольку у них так мало персонала, встретиться с комиссарами сравнительно просто», — рассказывает Карен Корбетт Сэндерс, до 2004 года лоббировавшая в Брюсселе интересы Verizon Communication. Казалось бы, ситуация благоприятствует продавливанию нужных решений, но многие мировые гиганты терпят в Брюсселе фиаско. Несмотря на оппозицию Intel и Dell, Еврокомиссия постановила в 2005 году, что производители электроники должны оплачивать утилизацию старого оборудования. Не так давно регуляторы заставили крупных сотовых операторов, таких, как Vodafone и T-Mobile, снизить стоимость международных входящих звонков. «Честно говоря, лоббировать здесь что-то зачастую имеет мало смысла», — считает Томас Винье, уроженец США, адвокат и лоббист из юридической фирмы Clifford Chance, представлявшей в антимонопольном процессе противников Microsoft, включая Oracle и Sun Microsystems.

Брюссель может сильно озадачить человека, привыкшего к вашингтонской лоббистской практике. Поскольку работа в Еврокомиссии очень престижна и хорошо оплачивается, немногих привлекает переход из лагеря властей в стан лоббистов. Еще одна начисто отсутствующая в Брюсселе вашингтонская традиция — взносы в избирательные фонды: руководство Еврокомиссии либо назначают, либо избирают на деньги налогоплательщиков. Кроме того, в Брюсселе лоббистам не надо регистрироваться. Хотя весной Еврокомиссия планирует ввести добровольную регистрацию с минимальным описанием деятельности, даже эта мера встречена бизнесом в штыки. И все же кое-что из американского стиля работы приживается и здесь. Норвежская нефтяная компания Statoil, например, в прошлом году пригласила группу европейских чиновников на север Норвегии посетить месторождения нефти и проплыть по фьордам на круизном лайнере. Начинает работать и система сообщающихся сосудов между политиками и бизнесом: с 1 октября голландский экс-политик Михель ван Хюльтен трудится в брюссельском представительстве знаменитого PR-агентства Burson-Marsteller. Эрик Весселиус из Corporate Europe Observatory, амстердамской группы, изучающей лоббирование в ЕС, говорит: «Разница между теми и другими начинает размываться, и это внушает опасения.

Сначала Microsoft. Кто следующий
Мировые корпорации готовятся к активизации боевых действий на лоббистском фронте в Брюсселе.
ПРАЙВЕСИ
Ведется расследование принятой в Google практики сохранения
данных о поисковых запросах пользователей.
СВЯЗЬ
Регуляторы могут попытаться раздробить крупнейшие телефонные
компании Европы.
ЭКОЛОГИЯ
Возможно повышение требований к эффективности работы всех видов техники, от электробритв до плавильных печей.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ БОРЬБА
Производителей чипов Intel и Qualcomm обвиняют в нарушении законов о конкуренции.



Источник: Кэрол Мэтлэк, - Почему в Брюсселе так много лоббистов // BusinessWeek от 29.10.2007, №40


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии