Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Ядерное лобби против экологического

 02.03.1995
Версия для печати


Несмотря на отсутствие в России программы обращения с радиоактивными отходами и сильное противодействие экологов президент все-таки подписал указ о возобновлении строительства завода по переработке ядерных топливных отходов АЭС в Красноярске-26. Это подписание можно считать успехом ядерного лобби в лице Минатома, который теперь получает полную свободу в осуществлении своих планов: в указе нет ни слова об экологических нормах.

До последнего времени проблемы утилизации радиоактивных отходов (РАО) в России официально как бы не было. Белое пятно особенно бросалось в глаза на фоне многочисленных публикаций о подобного рода проблемах на Западе. Теперь же постепенно выясняется, что эти проблемы -- ничто по сравнению с теми, которые на протяжении вот уже трех десятков лет переживает родное отечество. Методы утилизации РАО (количество которых, понятное дело, постоянно растет), практиковавшиеся со времени ввода в строй первых АЭС в СССР (то есть с середины 50-х), и вовсе шокировали публику, когда в 1988-89 годах первая информация об этом начала просачиваться в прессу. Оказалось, что РАО с АЭС и подлодок после их переработки либо сливались в естественные водные бассейны (например, озеро Карачай под Красноярском, в котором уже накоплено более 120 млн кюри), либо закачивались в "надежно закрытые глинистыми слоями подземные пустоты". Со временем стало практиковать и так называемое остекловывание РАО. Правда, до сих пор эта технология в России применяется крайне вяло -- очень дорого создавать соответствующие комбинаты, да и сам процесс остекловывания чрезвычайно энергоемок.
Появление указа позволяет заключить, что, во-первых, с решением вопроса о достраивании завода РТ-2 Россия будет по-прежнему ввозить и перерабатывать "чужие" РАО. Впрочем, не совсем чужие -- будут ввозиться отходы с АЭС, которые были возведены СССР в Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, ГДР и Финляндии. Ведь одновременно с заключением соглашений о строительстве АЭС подписывались и договоры о последующей переработке РАО в СССР (теперь в России). Дело не только в мировой практике "насорил -- убери", но и в том, что советские и, например, французские реакторы имеют разные стандарты на тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы). То есть переработать "советские" ТВЭЛы французский завод по регенерации РАО не сможет по техническим причинам -- из-за различия "калибров". Впрочем, и сами ТВЭЛы должен поставлять изготовитель реакторов. Именно поэтому, кстати, Запад настойчиво предлагает странам Восточной Европы переориентироваться на свои стандарты -- во имя расширения и рынка сбыта ядерного топлива, и рынка переработки РАО. Кстати, переработка одной тонны РАО стоит на мировом рынке $1--1,2 млн. Эти цифры и проясняют российскую картину: Минатому есть за что бороться. Так, в 1994 году 30% РАО, переработанных ПО "Маяк" (в том же Красноярске), составляли отходы с зарубежных АЭС, и они дали 70% валютной выручки. Пренебрегая экологией, Минатом надеется добиться увеличения объема заказов.
Во-вторых, Ельцин своим указом фактически одобрил развитие ядерной программы России в том виде, в котором ее представляет себе В споре о радиоактивном мусоре пока победил Минатом В споре о радиоактивном мусоре пока победил Минатом. Следовательно, все усилия Межведомственной комиссии по экологической безопасности СБ России, возглавляемой Алексеем Яблоковым, могут пойти прахом. А ведь буквально на днях правительству и президенту было направлено решение комиссии о необходимости скорейшего утверждения федеральной целевой программы по обращению с РАО. В связи с этим не исключено, что и иные рекомендации комиссии ждет аналогичная судьба -- президент и правительство, ловко подталкиваемые Минатомом, поступят по-своему. В-третьих, муссируемые в последнее время слухи о грядущем разделе ведомства Виктора Михайлова, судя по всему, слухами и останутся. Предполагались между тем разные варианты: от выделения из министерства подразделения, занимающегося экологическим надзором, до разделения Минатома на чисто военное и чисто гражданское ведомства. В указе нет ни строчки, которая могла бы быть истолкована как угроза интересам единого и неделимого Минатома. Что касается экологов, то они пока терпят поражение в лоббистской борьбе. В указе президента, вопреки действующему законодательству, нет ни слова об экологических аспектах (и экологических нормах, которые в проекте указа, по утверждению Яблокова, были). Теперь Яблоков предлагает пересмотреть указ.



Источник: Сафронов Александр, Смрнова Мария, Ядерное лобби против экологического // Коммерсантъ-Daily за 02.03.1995 №38

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии