Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Знакомьтесь: Союз земельных банков

 04.07.1995
Версия для печати


Как мы уже сообщали ("БиБ" N 23, 1995 г.), в российском банковском сообществе появилось новое объединение - Союз земельных банков. Это - негосударственная организация, объединяющая банки, чья деятельность связана с формированием и регулированием рынка земли и функционированием кредитно-денежной системы Российской Федерации. Инициатор создания Союза - Русский земельный банк.

Среди других участников учредительного съезда, состоявшегося 23 мая этого года, - коммерческий "Земельный банк" (Москва), Нижегородский межрегиональный земельный банк, Подольский земельный банк, коммерческий земельнопромышленный "РОЗБАНК" (Самара), Волгодонской региональный земельный банк (Волгодонск), Калужский земельный акционерный банк.
Московский фермерский банк "Мосфермбанк", Ростовский крестьянский банк (Ростов-на-Дону) и другие банки и организации. Президентом Союза избран президент Русского земельного банка Валерий Васильевич ЖАБИН. Даши читатели проявили большой интерес к опубликованной информации о новом Союзе, многие из них просили ее расширить, что мы и делаем, помещая статью нашего корреспондента. Парадоксы наших реформ: экономика в целом переводится на рыночные рельсы, однако аграрному сектору не предложено адекватной рыночной альтернативы; при расширяющемся "черном" рынке земли нет законов, регулирующих ее куплю-продажу; государство бросило сельскохозяйственное производство на произвол судьбы, не позаботившись о создании надлежащего финансово-кредитного механизма для его обслуживания.
Аграрная и земельная реформы почти не продвигаются. Создание законодательной базы для них, если не считать нескольких указов Президента, застопорилось. Обсуждение законопроектов в Госдуме затягивается. В последний раз (в марте с.г.) проект нового Земельного кодекса не набрал достаточного количества голосов депутатов. Его только собираются снова направить на рассмотрение депутатов Госдумы. Но и у ее депутатов нет единодушия по главному вопросу - о частном владении землей. Коммунисты и некоторые аграрии не хотят и слышать о частной собственности на землю, а фракция "Выбор России", напротив, требовала снять все ограничения на продажу земли сельскохозяйственного использования. Отказались от голосования по этому вопросу фракции ЛДПР
и "Яблоко". В правительстве есть и другие мнения. Например, вице-премьер г-н Заверюха, отвечающий за агропромышленный сектор, против изъятия земли из сельскохозяйственного оборота, но за признание земли залоговым объектом как основы для создания земельных банков. Однако, несмотря на все споры и расхождения политиков во взглядах по этим вопросам, земля в том или ином виде уже выступает объектом купли-продажи. Напрямую это проявляется в тех случаях, когда ее продают фермеры, крестьяне, получившие свой надел, товарищества, акционерные общества и т.д. Приусадебные участки во многих случаях являются главной ценностью при купле-продаже домов и хозяйственных построек в небольших городах и сельских населенных пунктах. В торговом обороте находится немало участков садовых кооперативов. Продажа крупных земельных участков часто означает передачу денег "из рук в руки" - без всякого налогового контроля, а значит, и без поступления денег в государственную казну. При всем этом на селе пробиваются и занимают свое место рыночные элементы: сельскохозяйственные биржи, торговые дома по реализации сельхозпродукции. Земельный оборот расширяется, а значит, расширяется и поле деятельности местных банков.
Сама жизнь диктует необходимость создания в аграрном секторе мощной банковской системы. Не случайно в стране появилось немало банков, которые "застолбили" в своих учредительных документах проведение операций, связанных с землей, с обслуживанием сельскохозяйственных предприятии всех форм собственности. Однако по названным выше причинам недавно созданные коммерческие аграрные банки проводят едва ли десять процентов своих оборотов по операциям, где фигурирует земля и
сельскохозяйственное производство. Остальное приходится на операции, обычные для любого коммерческого универсального банка.
Однако важны и эти первые шаги коммерческих банков на земельном и аграрном поприще. Пионером тут стал Русский земельный банк (расположен в подмосковном Егорьевске, имеет филиал в Москве). Его руководители изучили русское дореволюционное земельное право. Оно дает хорошую основу для выработки подходов к рыночным земельным отношениям, разработки методики оценки земли и недвижимости, разных форм кредитования сельского хозяйства и т.д. Егорьевскому банку - первому в Российской Федерации Центральный банк РФ позволил иметь землю в качестве уставного капитала. Теперь он владеет 10 тысячами гектаров подмосковной земли, являющейся полноправным залоговым объектом.
У Русского земельного банка свое специфическое поле деятельности. Он выдает кредиты сельскохозяйственным предприятиям разных форм собственности и крепким фермерам, в том числе под будущий урожай, участвует в реализации некоторых программ правительства Московской области. Так, он участвует в выявлении и оценке участков земли под строительство индивидуальных домов для местных жителей и переселенцев, мест для придорожного строительства автозаправочных станций, кемпингов, кафе, отелей. С участием банка проводятся аукционы этих участков, другие операции с недвижимостью. Все это делается гласно, фиксируется, в государственную казну поступают надлежащие средства. На учредительном съезде Союза земельных банков его участники единодушно
отмечали, что их полнокровная деятельность станет возможной только с принятием Земельного кодекса. Закона об ипотеке и других правовых актов, которые узаконят уже начавшуюся практику и создадут возможности для использования ипотеки земли. Без новых земельных законов не активизировать инвестиционный процесс в сельском хозяйстве. Те, кто вкладывает деньги, не любят правовой неопределенности. Участники съезда, прибывшие из разных областей России, отмечали, что в некоторых республиках - субъектах Федерации и регионах принимаются свои местные решения, значительно расширяющие возможности для работы с землей, опережая в этом федеральные органы власти. Союз земельных банков, как считают его учредители, может и должен стать основой системы земельных банков и механизмом лоббирования и принятия законодательных и исполнительных актов, стимулирующих развитие кредитно-денежной системы, обслуживающей рынок земли.

В уставе так записаны основные цели и задачи Союза:
- обеспечение сотрудничества и консолидация усилий банков в деле формирования инфраструктуры рынка земли, обслуживания механизма залога земли с использованием кредитно-денежной системы страны;
- координация деятельности членов Союза по выработке единых позиций;
- лоббирование законодательных и исполнительных актов;
- участие в проведении земельной реформы и развитие рынка земли;
- консолидация ресурсов, привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов для реализации крупных финансовых и инвестиционных программ.
Учредительный съезд Союза земельных банков принял обращение к Президенту РФ. Полумеры, выдаваемые за аграрную и земельную реформы, говорится в нем, ведут к серьезным политическим последствиям, подрывающим доверие крестьянства к политике реформ и руководству страны в целом.

Союз земельных банков предлагает Президенту:
1. Создать на базе Союза систему, земельных банков России.
2. Использовать систему земельных банков в качестве инструмента активизации инвестиционного процесса в агропромышленном комплексе, привлечения средств отечественных и иностранных инвесторов и кредитования аграрного сектора России, усиления гарантии возвратности государственных кредитов.
3. Организовать при Президенте РФ постояннодействующую рабочую группу (с участием представителей Союза земельных банков и других заинтересованных органов и организаций) для разработки концепции проведения земельной реформы и прямой государственной поддержки сельского хозяйства, создания механизма залога (ипотеки) земли. Данную рабочую группу целесообразно также использовать для экспертной оценки пакета законодательных актов, обеспечивающих проведение земельной реформы.
4. Обеспечить благоприятные условия для развития рынка ценных бумаг на
землю как одного из альтернативных источников негосударственного финансирования сельского хозяйства.



Источник: Галкин Игорь, Знакомьтесь: Союз земельных банков // Бизнес и Банки за 04.07.1995 №26

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии