Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь
Главная страница Объекты лоббистской деятельностиАдминистрация ПрезидентаАрхив статей по теме: "Администрация Президента"Номенклатурное подполье берет под контроль администрацию президента России. Реформы находятся под угрозой срыва

Номенклатурное подполье берет под контроль администрацию президента России. Реформы находятся под угрозой срыва

 25.01.1992
Версия для печати


На днях Центр независимых исследований "РФ - политика" подготовил аналитическую записку по вопросам деятельности аппарата президента России. По сведениям "НГ", в настоящее время записка представлена Борису Ельцину. Приводим выдержки из этого документа. 

Изучив и проанализировав итоги первых месяцев функционирования нового российского правительства, группа экспертов, работавшая в непосредственном контакте с правительством и народными депутатами России, пришла к выводу: несмотря на кажущуюся согласованность действий в руководстве исполнительной власти России, проблема внутреннего номенклатурного противодействия демократическим реформам, проблема раскола в рядах политиков и административных чиновников, окружающих российского президента, на сегодняшний день обострена как никогда. К такому выводу заставляют прийти следующие факты. При прямом участии руководства администрации президента Российской Федерации (Ю. Петров) на протяжении истекших месяцев были заблокированы реформа администрации президента и формирование аппарата правительства Российской Федерации. В настоящее время непомерно разбухшие структуры бывшего Управления делами Совмина вместили в себя набранных списком в августе - сентябре 1991 г. работников аппарата ЦК КПСС (в том числе общего отдела). Первым заместителем начальника общего отдела В. Матвиенко является Г. Орлов, один из ближайших помощников В. Болдина. Отделы не то существующего, не то упраздненного Управления делами, построенные по номенклатурно-отраслевому принципу, продолжают существовать параллельно и вопреки политической структуре неотраслевого "рыночного" правительства, замедляя и затрудняя процесс выпуска правительственных документов. ... В то время как самые разные документы - от важных до элементарных - месяцами путешествуют от одного чиновника к другому, с ходу, без оповещения даже самых заинтересованных лиц, мгновенно преодолевают все секретариатские фильтры такие бумаги, как указ об МБВД, ввергнувший президента в опасный конфликт с Конституционным судом, зато подготовленный бывшим министром внутренних дел Союза В. Баранниковым, выдвинувшимся на республиканский уровень после своей работы в МВД Азербайджана с подачи орготдела ЦК КПСС и "куратора" Баранникова в Азербайджане В. Поляничко - члена "внутренней команды" Е. Лигачева. Тем временем указы президента о назначении на должность руководителя аппарата правительства (аппарата, который должен был заменить собой Управление делами) А. Головкова, представителя "команды Гайдара", были "потеряны" в секретариате президента два раза подряд и найдены только после письма Е. Гайдара - у начальника секретариата президента В. Илюшина. 7-8 января была "потеряна" очередная порция указов и иных документов, в том числе акт, предусматривающий передачу общего отдела в структуру аппарата правительства. Создается впечатление, что идет борьба за дни и часы, рассчитанная на то, что правительство, лишенное нормального обеспечения работ, падет в самое ближайшее время, уступив место более устраивающим номенклатуру политическим фигурам. В администрации не скрывают надежд, связанных с так называемым "Экспертным советом", возглавляемым О. Лобовым, в состав которого вошли многочисленные деятели прежних правительств, представители административно-хозяйственной верхушки, военно-промышленного комплекса. Характерно, что "оппоненты" правительства, будучи почему-то уверены в своей полной безнаказанности, готовы применять отчаянные меры. Так, помимо регулярных "потерь" документов, неоедки и откровенные манипуляции с ними. Уже после подписания Ельциным Указа об Академии образования в секретариате попытались вычеркнуть из текста принципиальное положение о составе академии. Согласованный во всех необходимых инстанциях проект Указа о главе администрации Красноярского края (о назначении А. Вепрева) был возвращен в контрольное управление без объяснения причин, но с визой В. Илюшина ("вернуть Махарадзе"). Как стало известно, инициатива исходила от группы работников бывшей крайкомовской номенклатуры Красноярска. Руководство администрации и секретариата фактически взяло на себя контроль за формированием имиджа Ельцина внутри страны, сопровождая президента в поездках по стране, выдержанных в обкомовско-секретарском стиле. Во время этих поездок президент оказывается один против представителей местной номенклатуры, активнейшим образом поддерживаемых Петровым, Илюшиным и пр. Так появляются тяжелые по своим международным последствиям ошибки - такие, как по вопросу о немецкой автономии. ... Можно сказать, что ХОЗУ (хозяйственное управление администрации президента. - "НГ") сегодня работает как единый антиправительственный механизм. Элементарные хозяйственные вещи завязываются непосредственно на руководство ХОЗУ (при том, что фактически финансовая деятельность аппаратных структур определяется, что противоестественно, бухгалтерией ХОЗУ - до последнего времени именно там платилась зарплата министрам и т. д.)... ХОЗУ незаконно предоставило для постоянного местонахождения и работы аппарату "Народной партии свободной России" (партии Руцкого) помещения в правительственных зданиях на Старой площади и в Белом доме. Партработники НПСР пользуются автотранспортом наравне с государственными служащими. Ю. Прошин оказывает содействие и иным наследникам КПСС в их жизнеобеспечении. Так, с его разрешения и с ведома Ю. Петрова из здания на Старой площади были вынесены имущество, техника, ранее принадлежавшие ЦК КПСС, использовавшиеся его органом газетой "Гласность" и востребованные редактором последней Ю. Изюмовым как "собственность трудового коллектива". Из правительственных кругов удалось получить достоверные сведения и о применении руководителями ХОЗУ мер внеэкономического принуждения (например, невыдача ордера на уже предоставленное жилье) к министрам и иным политическим деятелям. Лично Ю. Петровым было на месяцы заблокировано принятие решения о формировании единой информационно-аналитической службы президента РСФСР. Одновременно секретным распоряжением президента бывший КПС (Комитет правительственной связи), формально подчиненный непосредственно президенту, был поставлен во взаимодействие с единственным генподрядчиком - 5-м Управлением администрации президента (ответственно за некоторые вопросы безопасности). Управление в течение нескольких недель существенно увеличило штаты, а фактический контроль за важнейшей в номенклатурной системе службой, в том числе и контролирующей подслушивание телефонных разговоров в правительственных и иных зданиях, и за "продукцией" этой службы перешел лично к Ю. Петрову. Нет возможности и определить, кем было подготовлено упомянутое секретное распоряжение. Ответственные работники администрации и правительства, просившие не разглашать их имена, утверждают, что в последние дни начато постоянное сплошное прослушивание всех телефонных переговоров в зданиях правительства и Верховного Совета... Можно с уверенностью констатировать: Ю. Петров, Ю. Прошин, В. Матвиенко, В. Илюшин, В. Семенченко, А. Царегородцев пошли "ва-банк". В этом их интересы объективно совпали с интересами иных политических и социальных групп, чья активная заинтересованность в срыве работы правительства не вызывает сомнений. Это прежде всего ВПК, получивший политического представителя своих интересов в лице А. Руцкого (становящегося теперь, в силу логики своей борьбы с "перекупщиками-спекулянтами", одним из политических оплотов настоящей теневой экономики и административной коррупции). Активные представители промышленной части этого комплекса ищут сегодня прямых (в том числе организационных) контактов с генералитетом (пример - деятельность М. Бочарова по созданию промышленно-офицерских "координационных советов" в Прибалтике, Калининградской области). Это представители номенклатурных структур на местах, действующие в тесном контакте с ВПК. Это выразители интересов двух вышеперечисленных групп - демократические политики "первого призыва", оформившиеся в рамках ДДР и начинающие осознавать, что наилучший для них путь к власти пролегает "по костям" рухнувшего российского правительства. Это другие многообразные общественно-политические силы. Это, наконец, депутатский корпус Верховного Совета, местных Советов: поскольку интересы депутатов, в том числе и демократических, в рамках советской системы противоречат переходу к разделению властей и к президентской форме, при которой Советами утрачивается составляющая единственный (с точки зрения советского менталитета) смысл власти распорядительно-распределительная функция. В последнее время руководство Верховного Совета, в первую очередь в лице Р. Хасбулатова, явно выступает в качестве политического представителя номенклатурно-бюрократических структур. В аппарат ВС сделано мощное
"переливание" из одиозного аппарата ВС СССР, созданного А. Лукьяновым и Н. Рубцовым. Так или иначе административно-политическая ось "Петров - Лобов - Хасбулатов" если и не закреплена документально, то во всяком случае оформилась как реально действующая сила. По сведениям из депутатских источников, в ряде регионов России нелегально функционируют подпольные обкомы КПСС. Руководители этих обкомов получают зарплату из подпольного партийного бюджета и осуществляют полномасштабное тайное руководство областными (краевыми) исполнительно-распорядительными структурами. Эти же источники утверждают, что в последнее время восстановлено информационно-коммуникационное взаимодействие подпольных партийных структур на местах с центром в Москве, причем одним из наиболее плодотворно используемых каналов является легально существующая структура "перестроившихся" отраслевых профсоюзов. По этим каналам в последнее время передано распоряжение о начале подготовки всеобъемлющего забастовочного взрыва путем организации традиционной партийно-пропагандистской работы на предприятиях. Силами, близкими к подпольному коммунистическому руководству, продолжает контролироваться наиболее многотиражная часть прессы, в том числе газеты "Труд", "Правда", "Рабочая трибуна", "СовРоссия". Практически вся "некоммунистическая" пресса находится сегодня под контролем сил, людей и структур, близких к ДДР, ДПР и бывшему научно-промышленному союзу. К этому же полюсу тяготеет бывшее центральное телевидение, при том что Российское телевидение в своих политических симпатиях все более склоняется к хасбулатовскому руководству ВС. С другой стороны, действия номенклатурного лобби в администрации и секретариате президента, внедрение им основ номенклатурной политической практики в сердцевину демократически избранной российской исполнительной власти означают, что КПСС в существенной своей части сохраняется и продолжает развиваться не просто в рамках российских государственных структур, но и сделав их одной из главных своих опорных точек... Лояльность Ельцина по отношению к коммунистическим структурам, явно подогреваемая номенклатурным окружением и разговорами о необходимости "сбережения опытных кадров", все более отчетливо воспринимается как органическое продолжение старой политики. Создается ощущение блокировки информационных потоков вокруг президента. Это напрямую связывается в кругах, близких к осведомленным, с тем, что функции "фильтра" практически полностью взяты на себя В. Илюшиным, сотрудником Ельцина по обкомовской работе... "Обкомовские" поездки по стране, неловкие высказывания и действия, шквальная критика "ДДР-овской" и коммунистической прессы, критика зачастую несправедливая, но бьющая в одну и ту же точку (тема "новой номенклатуры") - все это ведет к стремительной потере авторитета как самого Ельцина, так и возглавляемого им правительства, а главное - к крушению экономических реформ, связываемых с Ельциным и правительством...



Источник: Независимая газета (Москва) за 24.01.1992, №15


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии