Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь
Главная страница Субъекты лоббистской деятельностиРегиональный лоббизмДругие субъекты РФ«Зеленая корзина» Марата Ахметова, или Лоббизм агробаронов шагает в ногу со временем

«Зеленая корзина» Марата Ахметова, или Лоббизм агробаронов шагает в ногу со временем

 12.03.2014
Версия для печати


Как стало известно «БИЗНЕС Online», правительство РТ приняло на днях программу поддержки агропромышленного комплекса республики на 2014 год. Документ объемом в 110 страниц, в котором детально прописаны размеры, схема выдачи всех субсидий и система отчетности получателей перед бюджетом, предполагает значительный рост аграрномого сектора РТ. Программа, принятая годом ранее, предусматривала помощь в размере 4,1 млрд. рублей, в этом году она выросла до 5,2 млрд. рублей.

В чем же заключаются основные векторы программы? Самой весомой статьей является модернизация села путем приобретения с помощью бюджетных денег различной техники на сумму 2,2 млрд. рублей — рост более чем на миллиард по сравнению с предыдущим годом. Вдвое (с 430 до 830 млн.) увеличивается поддержка животноводства, речь прежде всего идет о производстве молока.

На этом фоне парадоксальным выглядит резкое снижение поддержки растениводства в республике: c 1,9 до 1,4 млрд. рублей. Причем некоторые традиционные виды помощи аграриям, занятым растениеводством, отсутствуют полностью. Например, если год назад минсельхоз предусматривал свыше полумиллиарда на покупку минеральных удобрений, то теперь такой строки нет. Как нет и субсидий на дизельное топливо (было 243 млн. рублей), субсидий на покупку зерна в региональный продовольственный фонд (было 300 млн. рублей) и ряда других. Правда, стоит оговориться, что глава минсельхоза Марат Ахметов в своем докладе на недавней коллегии сообщил, что президентом Рустамом Миннихановым принято решение «в традициях прошлого года с поддержкой ОАО «Татнефть», группы компаний ТАИФ по удешевлению топлива на 6 рублей за килограмм», общая сумма поддержки составит 480 млн. рублей. Но в программе эта цифра, как видим, отражения не нашла, вероятно, потому что не подразумевает расходов бюджета, а лишь добрую волю «генералов» нефтянки и нефтехимии. Которая реализуется, не секрет, ежегодно...

В программе этого года появилось важное новшество — так называемая «несвязанная поддержка» — объемом в 843 млн. рублей. К сожалению, в минсельхозпроде РТ отказались как-либо комментировать данные, приведенные в новой программе — ведомство Ахметова нервно реагирует, как известно, на любые публичные разговоры о деньгах, выделяемых на село... Некоторую ясность внесли, однако, эксперты рынка. Как оказалось, все дело в том, что в связи со вступлением России в ВТО в минувшем году была введена новая схема поддержки сельхозпроизводителей. Меры так называемой «желтой корзины», то есть прямые субсидии на удобрения, топливо и т.д., которые влияют на сам процесс производства, правилами ВТО запрещены. Отсюда и исчезновение из программы названных выше статей. Но ВТО допускает так называемую «зеленую корзину» — то есть как раз та самая несвязанная поддержка, которую получатели могут тратить так, как считают нужным — на приобретение топлива, удобрений, выплату кредитов и другие цели.
Среди аграриев новая схема воспринимается неоднозначно. «Субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства нас устраивают больше: лучше меньше, да лучше, — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров. —  Допустим, раньше субсидия делилась в определенной степени произвольно. И в новой системе, конечно, есть изъяны, но тем не менее когда на 1 гектар пашни разделили всю сумму, получается, что достается всем мало, но по справедливости. А раньше всем не доставалось. Но, к сожалению, этих средств явно недостаточно. Во Франции, Германии, Финляндии господдержка исчисляется в сумме 350 - 360 евро на 1 гектар. У нас в лучшем случае 18 евро. Разница в 20 раз! И в этом году порядок субсидирования сделали так, что поддержкой малых форм хозяйствования и не пахнет. Потому что размер субсидии на обновление техники опять зависит от размера выручки и объема пашни. В среднем на одного фермера приходится 115 гектаров. Пусть с них выручка будет даже 2 миллиона рублей. В таком случае субсидия на модернизацию получится в районе 70 - 80 тысяч рублей. Что фермер может купить на это, какой трактор? Мы все время говорим о том, что должна быть некая фермерская квота, но, к сожалению, нас не слышат. И в итоге получается, что кто-то съел две курицы, а кто-то ни одной, до него даже пух не долетел. А на бумаге получается, что в среднем все получили по курице».

Отметим, что сомнения по поводу правил ВТО осторожно высказывал на той же коллегии минсельхоза и президент Татарстана Минниханов. «Мы открываем свои рынки, но мы сегодня не готовы конкурировать, тем более что не всегда эта конкуренция честная, — заявил он в своем выступлении. — По уровню поддержки своего АПК Европа, Америка в разы превосходит нас. И по материально-технической базе тоже. Но как бы ни было, мы должны это знать, и сегодняшний разговор должен быть сориентирован на эффективность нашего производства. Если эффективности нет, мы скоро будем банкротами. Это приведет к непредсказуемым последствиям».

ПРИОРИТЕТ НА БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА — ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА

В программе 2014 года есть ряд и других примечательных моментов, свидетельствующих о новых приоритетах минсельхоза РТ. Так, очевидно, что ведомство делает большую ставку на производство молока. На субсидии на возмещение части затрат производителей молока в течение этого года планируется выделить 500 млн. рублей, тогда как в прошлом году такой статьи расходов в программе вовсе не было (правда, как мы выяснили, в действительности аграрии ее все-таки получали, но об этом ниже).

По прогнозам министра сельского хозяйства РТ Ахметова, в ближайшие три года молоко будет очень востребованным. Как он заявлял на упомянутой выше коллегии, во втором полугодии 2013 года прибыль по молоку выросла с 300 млн. до 1,5 млрд. рублей, и только потеря объемов продаж «уронила» обороты на 1,3 млрд. рублей. А двухмиллиардный убыток от мяса «съел» всю молочную прибыль — и скотоводство в целом получилось с нулевой рентабельностью. 2014 год тем не менее должен стать более позитивным: по году задача надоить 1,8 млн. т молока (в 2013 году было 1,72 млн., в 2012 году — 1,9 млн. тонн). «Почему я так много говорю о молоке? Денежная выручка от нее по году составляет более половины, а в зимний период даже две трети доходов сельхозпредприятий. А за экономикой молока складывается далее целая цепочка. И на примере отдельных хозяйств наглядно прослеживается взаимосвязь финансовых результатов и той же заработной платы, что очень важно как фактор мотивации», — отметил министр в своем докладе на коллегии.

Возникает вопрос: почему нужно субсидировать производство молока, если прибыль по нему растет в разы? Однако не все так просто. Председатель правления национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко ранее пояснял газете «БИЗНЕС Online», что молочная отрасль без поддержки государства не может выжить, поскольку вступление России в ВТО и Таможенный союз негативно отразилось на ней. «У нас наблюдается рекордное падение объемов производства молока во всех категориях хозяйств России. Общее падение формально составило 4,3 процента. Многие хозяйства, не видя перспективы, принимают решение прекратить свою деятельность», — рассказал Даниленко. По его словам, в 2015 году, когда снимут квоты, Европа однозначно увеличит объемы производства молока, а в 2016 году в рамках вступления России в ВТО запланировано резкое падение пошлин. «Больше половины молока в России сегодня производится на предприятиях, которые не подлежат реконструкции. В них вообще нет смысла вкладываться, потому что эти хозяйства поострены в середине прошлого века. Если мы не будем строить новых молочных комплексов, то выход из процесса малых и средних хозяйств будет продолжаться. Потому что их должны замещать новые, а строительство новых сегодня встало из-за того, что не решаются ключевые вопросы на федеральном уровне. В первую очередь российское правительство должно принять решение о том, что молоко — это стратегическое направление, которое будет поддерживаться не один год, а на протяжении долгих лет. Условия такой поддержки должны не меняться в течение хотя бы 10 лет. 500 миллионов, которые запланированы в Татарстане, — это очень большая сумма в рамках России на поддержку именно производителей молока. Среди регионов на сравнимом уровне субсидируют молочные хозяйства немногие — это Башкортостан, Тюмень, Самара и Нижний Новгород. В каждом из этих регионов субсидии даются на литр товарного молока, это вообще нередкое явление, но в других регионах просто дают меньше. А вот масштаб хозяйства в основном по России не является выраженным приоритетом. Регионы не стараются распределять средства между агрохолдингами и небольшими хозяйствами в каких-то долях или очередности — просто исходят из концепции на голову или на литр, и приоритетом в данном случае является товарное молоко — тем, кто его сдает, деньги дают в первую очередь».

«ДЕНЬГИ ДЛЯ ОВЕЦ И КОЗ УШЛИ НА БОРЬБУ С АФРИКАНСКОЙ ЧУМОЙ»

В приоритете у минсельхоза РТ не только производство молока, но и животноводство в целом. Как известно, прошлый год ознаменовался серьезными потерями молочного стада, поголовье КРС в Татарстане снизилось почти на 36 тыс. голов. Если учесть, что численность дойного стада в Татарстане — примерно 400 тыс. голов (такую цифру Ахметов назвал в ходе совещания в день работника сельского хозяйства), то это почти 10% поголовья! Вместе с тем выручка по молоку — это половина оборота сельского хозяйства. Поэтому в этом году минсельхоз будет пристально следить за его сохранностью. И дотации на молоко предприятиям, теряющим поголовье, будут урезаны, предупредил глава минсельхоза. Уже по итогам февраля в черный список минсельхоза включены примерно 100 предприятий.

Если суммировать все статьи, напрямую поддерживающие животноводство, то объем финансирования вырос с 430,5 млн. рублей в 2013 году до 867,5 млн. рублей в нынешнем (рост — более чем в два раза). Субсидии на разведение племенных лошадей чистокровных верховых пород (4,1 млн. рублей), финансирование мероприятий по ветеринарно-санитарному оздоровлению (26,4 млн. рублей) остались на прежнем уровне. А вот поддержка племенного животноводства снизилась с 300 до 255 млн. рублей или на 15%, а от субсидий на звероводство (20 млн. рублей) и на содержание поголовья овец и коз (20 млн. рублей) и вовсе отказались. Зато появилась новая статья «Мероприятия по предотвращению африканской чумы свиней», на которые направят 22 млн. рублей.

Еще одна статья «Гранты на поддержку семейных животноводческих ферм» заслуживает особого внимания. В начале года Минниханов заявил, что Татарстан и дальше будет реализовывать программы по семейным фермам и личным подворьям. «Главное, что таким образом формируется будущее — костяк тех, кто своим трудом обеспечивает свое благосостояние. На стартовых позициях семейным фермам и личным подворьям надо оказывать поддержку», — пояснил он и напомнил, что создано 880 хозяйств, около половины которых высокотехнологичные. Строится еще 200 ферм. Для их поддержки предусмотрено... 60 млн. рублей, столько же, сколько было и в прошлом году. Однако учитывая инфляцию, можно сказать, что объем господдержки в этой части уменьшился.

РЕКОРДНАЯ СУММА НА НОВУЮ ТЕХНИКУ

На достижение главной цели в сельском хозяйстве — безубыточности предприятий — направлена статья субсидий, по которой наблюдается рекордный рост на 1 млрд. 258,3 млн. рублей. Если в прошлом году на приобретение сельхозтехники, оборудования, конструкций и спецтранспорта было предусмотрено 741,7 млн. рублей, то в нынешнем году сельчане могут рассчитывать на бюджетную поддержку в сумме рекордных 2 млрд. рублей (рост 2,6 раза).

О намерениях в усиленном режиме реализовать программу приобретения сельхозтехники Ахметов рассказал еще в декабре 2013 года. По его словам, сегодня у сельхозпроизводителей республики имеется более 15 тыс. тракторов, 5 тыс. грузовой техники, более 4,5 тыс. различных комбайнов и другой сельхозтехники. При этом большая часть техники эксплуатируется уже более 10 лет и требует обновления. В ряде районов сельхозпроизводители тратят до четверти денежной выручки на ремонт и содержание парка машин, а некоторые сельхозпроизводители покупают для старой техники запчасти на большую сумму, чем стоит сама техника.

Программа приобретения сельхозтехники, начатая в 2014 году, рассчитана на три года. Ежегодно предполагается выделять по 2 млрд. рублей на закупку техники и сельхозоборудования по схеме «40% на 60%». Так, 40% средств на приобретение техники будет выделять правительство РТ (порядка 2 млрд. рублей в год), остальные 60% должны будут предоставить сельхозпроизводители. Ожидается, что такая схема финансирования ежегодно позволит закупать новых сельхозмашин на сумму 5 - 6 млрд. рублей.

СУБСИДИИ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ, ИЛИ ФИНАНСОВАЯ АЛХИМИЯ МИНСЕЛЬХОЗА

Стоит отметить, что в нашем материале для сравнения мы берем за основу показатели, обозначенные в постановлении правительства РТ №61 от 31 января 2013 года «О мерах господдержки агропромышленного комплекса в 2013 году» и аналогичное постановление кабмина РТ №104 от 21 февраля 2014 года. В то же время необходимо учитывать, что финансы в такой деликатной области, как село, сопрягаются со словом алхимия... Так, в течение 2013 года вышло несколько постановлений о внесении изменений в первую редакцию документа, и надо полагать, что то же самое произойдет и в 2014 году.

Во всяком случае, в ноябре 2013 года Ахметов называл заметно более весомые суммы, чем были изначально предусмотренны в программе. Пресс-служба казанского Кремля сообщала тогда о докладе Ахметова президенту республики о мерах господдержки сельхозпроизводителей в республике в 2013 году. Министр тогда сообщил, что на развитие растениеводства в 2013 году было выделено 3,2 млрд. рублей, в том числе 1,89 млрд. рублей — из бюджета Татарстана. В животноводстве уровень господдержки составил 2,39 млрд. рублей, в том числе 936 млн. рублей — из бюджета Татарстана (субсидии на 1 литр товарного молока, поддержка племенного животноводства и прочее). На субсидирование процентных ставок по банковским кредитам объем финансирования составил в целом 7,47 млрд. рублей. На развитие малых форм хозяйствования было направлено 946 млн. рублей, в том числе 542 млн. рублей — из бюджета Татарстана. Как видим, все эти суммы вкупе заметно больше, чем изначально предусматривала программа прошлого года. Но, на наш взгляд, важны не столько конкретные цифры, сколько новые векторы, которые можно обнаружить в новой программе.

«ЕСЛИ ГОРОЖАНЕ НЕ ПОЕДУТ В ДЕРЕВНЮ, НАС ВСЕХ ЖДЕТ ГОЛОД»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», в целом не считают, что новая программа эффективно поспособствует решению проблем сельхозпроизводителей.

Минталип Минниханов — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района:

— Безусловно, в республике проводится политика по поддержке производителей сельхозпродукции, но до западных стандартов нам еще очень далеко. Я хочу сказать не в плане критики руководства республики, а в качестве своих предложений и пожеланий. Возьмем, например, субсидию на приобретение техники. Заявляют, что 40 процентов берет на себя государство, 60 процентов должен оплатить фермер. На деле так не получается, потому что селяне оплачивают еще НДС в 18 процентов от стоимости техники. Кроме того, субсидия предусмотрена в размере 240 рублей на 1 гектар. Это 10 литров солярки или 1,5 ведра удобрений для сравнения. У кого большие площади, могут себе позволить что-то купить, а те, кто имеет 500 гектаров земли, это получается поддержка в сумме 120 тысяч рублей. А один комбайн стоит 5,5 миллионов рублей, 40-процентная субсидия должна быть в размере 2,2 миллиона рублей, а на деле фермер получает только 120 тысяч, потому что у него земли мало. То есть механизм предоставления субсидии на модернизацию сделан так, что он выгоден крупным агрохолдингам, а средним предприятиям, фермерам особой поддержки-то на деле и нет.

Из всех существующих схем поддержки более-менее понятная ситуация по мелиорации. А вот, скажем, что касается субсидирования процентных ставок по кредитам, то до июня 2013 года мы кое-что еще получали, а во второй половине года ни одной копейки не получили ни федеральных, ни татарстанских денег. Свое же правительственное постановление не выполнили! Или, скажем, в начале года обещают субсидии на элитные семена. Под эти обещания фермеры их закупают, а потом в течение года «завтраками» кормят и в конце года говорят, что финансирование закрыто. И в 2011 году так было, и в 2012-м, и в 2013-м. Или, скажем, субсидия на семейные фермы. Там много бумажной волокиты, несколько раз нужно съездить в Казань, а семьям из отдаленных сел одна поездка обходится минимум в 3 тысячи рублей, и это для них сложно и накладно. Желающих построить семейные фермы много, а на деле поддержку в одном районе получают две-три семьи, остальные остаются в стороне. И так может быть, что через пару лет они не захотят даже браться за это дело. Вот сейчас бы им помочь, пока они хотят этим заниматься.

А еще вы посмотрите какой диспаритет цен?! Молоко стоит 20 - 22 рубля за литр, а дизтопливо 32 - 33 рубля. Это соотношение должно быть хотя бы один к одному. В советское время за килограмм зерна можно было купить 3 литра дизтоплива! А сегодня надо наоборот 4 - 5 килограммов зерна сдать, чтобы купить тот же самый литр солярки. В таких условиях, конечно, развиваться очень трудно. Это уж мы только, преданные фанатики своего дела, стараемся сохранить свои хозяйства. А молодежь считает сальдо и говорит: «Зачем мне это надо?!»

Андрей Даниленко — председатель правления национального союза производителей молока «Союзмолоко»:

— Я не считаю, что проблемы внешней политики вынудят Россию сворачивать разработанные федеральные и региональные программы господдержки, наоборот, надо усиливать их. Жизнь продолжается, и продовольственное обеспечение страны в свете событий на Украине действительно критически важно. Сейчас готовятся и активно обсуждаются поправки во все госпрограммы, в том числе и в программу по развитию сельского хозяйства до 2020 года. А по поводу курса на финансовое стимулирование натуральных показателей могу сказать, что не только Татарстан, а очень многие регионы сегодня берут подобные ориентиры в господдержке на конечный продукт. В принципе, это правильно, финансировать нужно за конкретный результат.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ:

— Надо в принципе менять агроэкономическую политику. Я в целом положительно отношусь к тому, что акцент делается на поддержку за натуральные показатели. Но проблема в том, что одновременно правительство РФ принимает постановление, которое исключает из субсидий произведенную молочную и мясную продукцию фермерских хозяйств и крестьянских подворий. Если мы говорим о готовой продукции, то надо заметить, что субсидии доступны для крупных производителей, у которых есть все лаборатории для анализов. Либо государство должно создать условия для того, чтобы каждый производитель мог сделать где-то анализ, либо надо финансировать не за молоко, а за корову — за поголовье. Или разделить: крупные производители пускай субсидируются по молоку, а малые — по поголовью.

Есть 264 закон от 2006 года «О развитии сельского хозяйства», в котором написано, что крестьянские подворья, фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы относятся к сельхозтоваропроизводителям и на них распространяются все формы господдержки. Но мы знаем, что фермерским хозяйствам и крестьянским подворьям достаются только остатки. Почему минсельхоз по-прежнему опирается на агрохолдинги и крупные предприятия? Потому что нет инфраструктуры малых форм хозяйствования. Хотя они дают более 54 процентов валовой сельхозпродукции в Татарстане. А из бюджета получают всего 8 процентов поддержки.

Обратите внимание, в Саратовской и Самарской областях темпы роста агрокомплекса выше, чем у нас. Это потому, что они взялись и провели кое-какие инфраструктурные преобразования, которые не помешали бы и нам. У них все формы хозяйствования получают одинаковую поддержку. Поэтому у них эффективность вложений выше. Это один из резервов, который республике необходимо использовать. Сегодня несвязанная поддержка, полагаю, будет способствовать развитию малых форм хозяйствования, потому что каждый фермер будет знать, сколько он может получить. Что касается субсидий по кредитам, то они составляют 70 процентов всех денег, которые напрямую идут в банк. Задержка субсидий, которая длится уже пятый месяц, совсем не в пользу сельхозтоваропроизводителей. Я считаю, кредиты нужно субсидировать как долгосрочные, так и краткосрочные.

Нияз Латыпов — казанский фермер, владелец овцеводческой фермы в Высокогорском районе:

— Конечно, поддержка нужна всем, но на деле получается, что она недоступна для многих, для большинства фермеров. Я лишь однажды получил государственную субсидию года четыре назад за то, что приобрел племенное поголовье. Больше никакой господдержки не было. Единственное — местные власти районного уровня немножко помогают кормами. Это школьников заставляют собирать веточный корм, веники вязать, и эти веники затем привозят к нам. Поэтому меня особо не волнует, что в программе прошлого года была субсидия на содержание маточного поголовья овец и коз, а в этом году ее нет. Я и раньше по этой статье ни копейки не получал и в этом году ничего не получу.

Что касается информированности фермеров об имеющихся видах господдержки, то я считаю, что эта работа поставлена из рук вон плохо, вернее, она вообще никаким образом не поставлена. Если кто-то из фермеров знает о каких-то видах господдержки, то честь ему и хвала, потому что для этого нужно бегать и узнавать все самому. Более того, даже если ты узнал о каком-то виде субсидии, ты должен будешь сам бегать по инстанциям, доставать, вырывать, пробивать и так далее. Я слышал, что в некоторых районных администрациях есть специалисты, которые помогают фермерам заполнять документы, подавать заявки, но у нас, к сожалению, этого нет.

Фермер же не специалист в бюрократических вопросах, поэтому если бы в каждом районе был специально выделенный для этого человек, который бы вел разъяснительную работу, помогал собирать и оформлять документы, то было бы здорово! Опять-таки, чтобы собирать документы, нужно убить кучу времени. Вот у меня жена домохозяйка, у нее есть собственная машина, и то она тогда, четыре года назад, потратила более двух месяцев на поездку в министерство, сельхозуправление для того, чтобы собрать все нужные бумаги, сдать их, потом подтверждать то же самое другими бумагами и так далее. Ну ладно, у меня жена смогла это сделать! А ведь другим фермерам не до этого, у них и так забот полон рот. Поэтому многие просто машут рукой, и никто выбиванием этих субсидий не занимается и, соответственно, ничего и не получает.

Мурат Сиразин — глава семейной фермы в Верхнеуслонском районе:

— Эта программа не имеет будущего в свете новых внешнеполитических обстоятельств, в которых оказалась сегодня Россия. Я побывал в Москве, где участвовал в разработке новой либеральной реформы сельского хозяйства. Та программа, которую заявил минсельхоз РТ, в связи с событиями на Украине теряет всякий смысл. С объявлением блокады нашей страны, если мы сегодня не проведем быструю реформу до начала весны, нас всех ждет голод. Поэтому сейчас нужна совершенно новая перестройка всех производственных сельскохозяйственных отношений, нужно менять всю структуру. Нам нужно сегодня, чтобы из города и деревенские вернулись, и горожане приехали.

Требуется массовое создание семейных крестьянско-фермерских хозяйств ради обеспечения полной продовольственной безопасности страны. Поэтому выработанная программа субсидирования вообще не к месту, она не нужна ни стране, ни крестьянству. В этих условиях нужно не просто субсидировать открытие новых хозяйств, нужно оперативно разработать новое законодательство. Люди, которые сегодня поедут из города, должны получить первоначальный капитал для создания семейных крестьянско-фермерских хозяйств.


Источник: Бизнес Online от 12.03.2014


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии