Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Экономическая теория лоббизма

 20.02.2013
Версия для печати


В России защищено всего три кандидатские диссертации по экономике, рассматривающие лоббизм с точки зрения экономической теории . Все эти научные работы приходятся на 2003-2005 гг., после этого на протяжении вот уже десяти лет ученые-экономисты не уделяли этому важному явлению свое внимание. Указанное не может не удивлять, учитывая, что за последние десять лет в России произошла институционализация данного направления в рамках корпоративных структур за счет возникновения и роста специальных подразделений, отвечающих за связи с органами государственной власти (далее ОГВ). Данные структурные подразделения способствуют сокращению издержек в деятельности компании, стимулируют продажи, проводят затратные лоббистские кампания в ОГВ и пр. Кроме того начиная с 2008 года явление находится в постоянном поле зрения высших должностных лиц государства, рассматривающих его в контексте антикоррупционной политики . Несмотря на это, на сегодняшний момент, нам не известны научные работы, которые раскрывали бы лоббизм с точки зрения экономической теории . В данной статье делается попытка отчасти восполнить этот пробел в гуманитарных науках.

В рамках экономической теории лоббизм будет рассмотрен нами с точки зрения оценки эффективности инвестиций в данную функцию . Под инвестициями в лоббизм здесь мы будем понимать: во-первых, внутренние затраты компании, связанные с созданием и оценкой деятельности структурного подразделения, отвечающего за связи с ОГВ; во-вторых, внешние вложения, связанные с финансированием лоббистской кампании, в том числе, с целью оценки эффективности привлеченной лоббистской фирмы и/или ассоциации. Следовательно, предлагаемый нами подход актуален как для организации, которая только осознает необходимость создания (или хочет провести экономическую оценку уже действующего департамента по связям с ОГВ) соответствующего структурного подразделения и раздумывает о целесообразности увеличения постоянных издержек в контексте их будущей окупаемости; так и для отдельных лоббистских проектов (проведения лоббистских кампаний), для реализации которых часто необходимы изначальные значительные финансовые затраты, связанные с построением коалиции, привлечением внешнего консультанта (лоббистской фирмы), проведением пропагандистской кампании и пр.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что функция по связям с ОГВ имеет большое значение в деятельности организации, а лоббисты оказывают заметное влияние на экономические и управленческие показатели ее деятельности. Данная тенденция приобрела особую актуальность в последние годы. Об этом свидетельствуют примеры из практики лоббизма, а также постоянно увеличивающиеся затраты корпораций на внутренних и внешних специалистов по связям с ОГВ (рост их зарплат, бюджетов соответствующих подразделений по связям с ОГВ и пр.). Для подтверждения приведенного тезиса приведем известные нам статистические данные. Например, общие затраты на лоббистскую деятельность в США, где открытость данной информации законодательно закреплена, свидетельствуют о двукратном их росте за последние десять лет.

Таблица 1. Общие затраты на лоббистскую деятельность в США



Если рассмотреть затраты на лоббизм по отдельным секторам, их рост в ряде из них будет еще более впечатляющим. Так, если фармацевтическая отрасль в США в 1998 году потратила на лоббизм $69.218.254, то в 2010 году уже $240.325.934  - более чем трехкратный рост за двенадцать лет.

Многочисленные примеры успешных лоббистских кампаний, если провести их экономический анализ, также подтверждают высокую рентабельность такого рода проектов. Американский экономист Д. Розенбаум приводит такой показательный пример: во время выборов в Конгресс 1996 года табачные компании пожертвовали политическим кандидатам, главным образом республиканцам, более $10 млн. На следующий год эта отрасль получила от Конгресса налоговых льгот на сумму $50 млрд.  Норма прибыли 5000 к 1 встречается в обычной практике коммерческий предприятий весьма редко .

Американские экономисты Р.Александр и С.Шольц в своем исследовании приводят еще более показательный пример.

В 2004 году Конгресс США принял закон «О создании рабочих мест». Согласно закону, ведущие бизнес за рубежом американские корпорации, возвращающие капитал в США, имеют право получить 85% налоговую льготу на свои зарубежные доходы, если они направят их на финансирование программы по созданию новых рабочих мест или улучшению труда рабочих «материнской» компании. До принятия закона, компании с головным офисом в США и «дочерними» предприятиями в других странах подвергались двойному налогообложению. В результате лоббистской кампании, на которую в общей сложности было потрачено $282,7 млн., налоговая ставка на возвращенный капитал составила всего 5,25%. При этом, компании не могут использовать эти средства для повышения зарплат своим топ-менеджерам - в противном случае возвращенный капитал облагается по обычной ставке для иностранных доходов. Уже в первый год действия закона в США вернулось около $208 млрд. от 93 компаний. Экономический эффект для этих компаний только за первый год составил $62,5 млрд. Следовательно, доход от репатриации капитала в соотношении с инвестициями на лоббистскую компанию составил 220:1 или 22000% .

Приведенные примеры наглядно показывают, что инвестиции в лоббизм могут быть крайне выгодными. Далее мы рассмотрим основные причины таких инвестиций и определим риски с ними связанные.


<...>

ЧТОБЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ СТАТЬИ, ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ (PDF)

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА:
1. Толстых П.А., Экономическая теория лоббизма: оценка экономической эффективности // Современные исследования социальных проблем, Москва, №1(21), 2013
2. Толстых П.А., Политико-экономическая теория лоббизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики №1 (27) от 2013. Часть 2. стр. 177


Об авторе:
Павел Толстых
, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, кандидат политических наук



Источник: Lobbying.ru от 20.02.2013


Комментарии:

02.03.2013 17:20:05
Ашраф Фаттахов
Что-то я не уловил, где формируется и публикуется статистика США по лоббизму. И есть ли хотя бы единичные данные по российскому лоббизму?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии