Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Менеджер подбирает ключ к чиновнику

 24.05.2004
Версия для печати


Умение строить с государственными органами партнерские отношения и влиять на их решения зависит от знания спецтехнологий. Впрочем, личные знакомства тоже не помешают.

Government relations, дословно - связи с государственными органами, освоили в основном лишь западные крупные компании, работающие на российском рынке.
Отечественный бизнес чаще всего воспринимает GR в лучшем случае как PR, в худшем - лоббирование, связывая его с коррупцией.
Мирные связи
По словам Евгения Кузнецова, директора по исследованиям и специальным проектам агентства "Имиджленд Public Relations", понятие GR следует отделять от понятия "лоббирование".
"Лоббирование - это один из достаточно специфических и специальных видов GR. В то время как GR в целом включает в себя намного более широкий комплекс понятий: обмен информацией, письмами, взаимодействие с целью получения неких разрешительных документов и пр. В широком смысле под понятием GR понимают проведение специальных мероприятий, направленных на доведение определенной информации до органов власти".
Евгений Кузнецов уверен, что в силу достаточно высокой степени зарегулированности российской экономики в GR заинтересованы практически все виды бизнеса.
"Определяющим он является в тех из них, где государство имеет прямые регулирующие или нормирующие функции, когда государственные органы напрямую накладывают ограничения и запреты или выдают разрешение, - говорит он. - Основными направлениями GR в этом смысле становятся либо персональная работа с чиновниками, либо продавливание тех или иных норм и законов, которые снижают степень госрегулирования или направляют госрегулирование против конкурентов".

Миссия объединений
Часто построением отношений с властью компании занимаются самостоятельно, иногда обращаясь к услугам РR-агентств. Когда проблема приобретает острый характер для всей отрасли, компании могут объединить свои силы, чтобы влиять на принятие решений госструктурами.
Специалисты объясняют, что на Западе большую часть GR-коммуникаций берут на себя ассоциации производителей различных товаров и услуг, общественные объединения, союзы потребителей, политические партии и т.д.
В России, по их мнению, большая часть ассоциаций достаточно фиктивна.
С этим отчасти согласен Александр Дынин, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров.
"К сожалению, есть много примеров, когда общественные объединения играют в свою игру, а не представляют интересы тех компаний, которые туда входят. Но есть и те объединения, которые действуют эффективно. Их задача - предоставить бизнесу площадку, на которой решался бы вопрос о построении отношений между властью и бизнесом".

Работа в группе
Святослав Бычков
, директор по информации и связям с общественностью ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз", говорит, что его компания, являясь в ряде регионов градообразующим предприятием, серьезное внимание уделяет отношениям с властями разного уровня.
На федеральном уровне за них в компании отвечает председатель совета директоров, на региональном уровне - специалисты, входящие в дирекцию социальных и региональных программ.
"Мы стараемся уходить от общения с госорганами "один на один", потому что это ведет к коррупции. Свои инициативы до представителей власти мы доводим через отраслевые объединения", - рассказывает Святослав Бычков. 

ЦИФРЫ
$50-150 тыс. в год - составляет вознаграждение GR-специалиста, способного решать серьезные задачи
Источник: "Имиджленд Public Relations"

Есть мнение
Александр Матросов
, Government Relations manager ЗАО "Дж. Т.И. по маркетингу и продажам":
"Говорят, все пути ведут в Рим. Я трактую эти слова через призму петербургского бизнес интереса - все пути ведут в Смольный. В своей деятельности мы основываемся на понятии "продвижение интересов", которое достигается через письменные обращения, рабочие встречи, конференции и т.п. Приходится обращаться в органы законодательной власти для разъяснения трактовки того или иного законодательного акта. Были случаи и по отстаиванию интересов бизнеса, например, о правомочности использования налоговых льгот".

Евгений Кузнецов, директор по исследованиям и специальным проектам агентства "Имиджленд Public Relations":
"В идеале GR является прозрачной и законопослушной областью, которая усиливает понимание у власти, что делает конкретная фирма. Но в реальной практике часто это достаточно теневая деятельность, которая направлена на получение неоправданных преференций".

Язык до госорганов доведет
СПб. Специалисты, обеспечивающие в коммерческих структурах связи с чиновниками, обычно сами недавно ими были.
Именно они лучше остальных понимают, как работают государственные органы. По мнению специалистов, необходимо очень тонкое понимание регламента, системы приоритетов, языка, на котором чиновниками формулируются и реализуются задачи. Таким образом, "свои" общаются со "своими".

Свой среди своих
Однако лишь в некоторых крупных компаниях в Петербурге существуют GR-специалисты. По словам самих консультантов, очень мало российских коммуникационных агентств могут грамотно консультировать в области GR, потому что большинство из них путает GR с информационными кампаниями, направленными на чиновников.
По словам Марины Шишкиной, декана факультета журналистики СПбГУ, в рамках подготовки РR-специалистов на факультете отводится некоторая часть времени, достаточная для ознакомления с government relations, но не более того. По ее мнению, готовить лоббистов отдельно от пиарщиков в настоящее время не имеет смысла, т.к. эта специализация слишком узкая. 

За кулисами
- С сентября 2004 г. Государственный университет - Высшая школа экономики планирует начать подготовку GR-специалистов на базе факультета государственного и муниципального управления.
- Для этого вузу придется утверждать не существующую пока специальность government relations.

Бизнес и власть общаются в тумане
СПб. Лоббирование воспринимается и бизнесом, и властью как негативное явление.
При этом, по мнению ряда РR-агентств, занимающихся продвижением интересов бизнеса, лоббирование в идеале не является чем-то предосудительным: любой бизнес, любая общественная структура имеют право влиять на принятие решения государственными властями в меру своих сил и способностей.

Денежные связи
"В цивилизованном обществе лоббирование - процедура прозрачная, интересы лоббистов известны и понятны, и против них действуют контрсилы, имеющие свои интересы, - размышляет Евгений Кузнецов, директор по исследованиям и специальным проектам агентства "Имиджленд Public Relations".
- В российской действительности на протяжении долгого времени лоббирование было закрытой, непрозрачной сферой, как правило использующей механизм коррупции. Лоббирование осуществляется, как правило, за счет ресурса каких-то личных связей и внутриполитических или финансовых структур".
"Не нужно говорить о том, что лоббирование - это однозначно плохо, - считает Александр Дынин, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров.
- Нужно выделить те инструменты лоббистской деятельности, которые являются приемлемыми и нормальными. Должны быть созданы, как на Западе, профессиональные лоббистские организации, которые за деньги открытым образом занимаются продвижением тех или иных позиций".

Закона все еще нет
Созданию института лоббизма могло бы способствовать принятие федерального закона о лоббировании. Его проект был подготовлен еще в 2001 г. и уже несколько раз выносился на обсуждение в Госдуму, но так до сих пор и не принят.
По словам депутата Государственной думы РФ, пожелавшего остаться неизвестным, вероятность того, что закон будет принят, чрезвычайно низка.
"Сейчас закон пребывает в "зависшем" состоянии, - говорит он, - так как в настоящее время законодатели рассматривают много других законов, связанных с реформированием госорганов. Но рано или поздно и на него обратят внимание".
Отсутствие закона о лоббировании, по мнению некоторых бизнесменов, может и дальше способствовать развитию коррупции.

На заметку
Government relations:
- информационный GR, то есть проведение специальных информационных кампаний в органах власти с целью донесения до них определенных позиций;
- лоббирование, то есть задействование различных рычагов формирования того или иного решения;
- взаимодействие с судебными органами, органами арбитража. Такое взаимодействие относится к GR, если оно происходит с достаточно высокоуровневыми инстанциями;
- социальная и социально-благотворительная активность, связанная с крупномасштабными социальными или благотворительными проектами, с действиями органов государственной власти".
Источник: "Имиджленд Public Relations"



Источник: Марк Чернов, Менеджер подбирает ключ к чиновнику // "Деловой Петербург", Санкт-Петербург от 24.05.2004


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии