Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Лоббизм - всего лишь средство обогащения

 16.11.1994
Версия для печати


Обычный человек живет своими повседневными заботами и, как правило, далек от политики. И мало кто подозревает, насколько его жизнь и быт зависят от "невидимых войн" в самых высоких сферах власти. А они менаду тем оказывают прямое влияние на материальный достаток множества людей, возможность улучшить жилье, формируют цены на продукты, товары, услуги.
Что же такое лоббизм, как он влияет на расстановку сил в обществе, кто они - лоббисты?

"КОТЛОВАН"
Лоббизм как таковой - это существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу. Это не изобретение последних лет. Лоббистские группировки существовали и в эпоху КПСС.
В условиях планового распределения всего и вся лоббизм министерств и ведомств заключался в постоянной борьбе за ресурсы и средства, а также первоочередное отоваривание их, выполнение установленных другим министерствам и ведомствам плановых заданий, связанных с их интересами.

Механизм лоббирования можно прекрасно проиллюстрировать на примере капитального строительства. Главным было - "пробить строку" в плане у генерального подрядчика. Для этого годились любые методы: уменьшение сметной стоимости объекта, выделение пусковых ниток и комплексов, завышение проектных мощностей, подмена проектной документации. Делалось все, чтобы начать рыть котлован, без которого никакое строительство невозможно.

Все рекорды побило сооружение КамАЗа. Сметная стоимость к концу строительства увеличилась в два раза.

ЛЬГОТЫ В ОБМЕН НА ПОДДЕРЖКУ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Перестройку уже существовавшие лоббистские структуры восприняли с энтузиазмом, так как ослабление контроля сверху давало возможность перераспределения прибыли, узаконивания теневых доходов. Если раньше до 95 процентов прибыли отбиралось в бюджет, то надежды на хозрасчет согревали душу практически всем.

Однако последствия принятия законов "О кооперации" и "О государственном предприятии" оказались довольно неожиданными. Предприятия и организации начали избавляться не только от вышестоящих организаций, но и от всей ранее сложившейся системы лоббирования.

Первыми вкусили свободу центры научно-технического творчества молодежи, имевшие огромные льготы, не отягощенные основными фондами, объектами жилья и соцкультбыта. Освободившись от опеки комсомола, они включили в свой состав отдельных комсомольских и партийных руководителей. Тем самым и положили начало созданию новых лоббистских структур на базе личной заинтересованности должностных лиц.

Их примеру последовали строительные организации, переходившие на аренду, распадавшиеся на кооперативы. Появилось множество организаций, действовавших в сфере теневой экономики. К концу 1991 года подобные организации освоили уже более 15 процентов всех объемов работ. И эти новые формы вынуждены были искать своих лоббистов.

Апофеозом "войны" стала экспортно-импортная деятельность в 1991-1992 годах, когда каждая организация мечтала зарегистрироваться как участник внешнеэкономической деятельности и получить лицензию и квоту на экспорт хоть чего-нибудь. Именно в это время лоббирование становится индивидуально-групповым и приобретает временами криминальный характер.

На разнице мировых и внутренних цен при экспортно-импортных операциях, разнице государственных и биржевых цен на внутреннем рынке, разнице валютных курсов при конвертации рубля были сделаны основные состояния новых русских "рыночных" фирм.

После неудавшегося путча 1991 года стихийно произошла смена элит. Лоббизм в основном осуществлялся на региональном уровне. Анализ принятых правительством России в этот период постановлений и распоряжений о предоставлении льгот регионам и отдельным предприятиям поражает размахом и размером. Льготы обменивались на поддержку правительства директорским корпусом.

Изменились и формы распределения. Лоббирование шло не за конкретные фонды и материальные ресурсы, а за дополнительное финансирование, предоставление налоговых, экспортно-импортных и иных льгот, размеры и направление средств от которых проконтролировать было практически невозможно.

Отмена положения, при котором экспортером продукции мог быть только производитель, развязала руки совершенно немыслимым обществам, союзам, объединениям, кооперативам - они начали массовую продажу всего и вся за рубеж. Причем львиная доля выручки доставалась именно им, а не производителям. Единственным опасением новых экономических структур была реставрация старого строя и очередное "раскулачивание". Поэтому формирование союзов и ассоциаций промышленников происходило по признаку собственности и, скорее, с политическими, чем с экономическими целями. Так появились Союз кооператоров, Союз арендных предприятий, Ассоциация приватизированных и частных предприятий и другие.

Появившиеся позднее мощные лоббистские образования типа Международного союза бирж, Союза нефтепромышленников Ассоциации банков, Лиги содействия оборонным предприятиям уже вполне открыто начали отстаивать интересы своих учредителей.

И не только в коридорах исполнительной власти, но и в Верховном совете. Началась "работа" по лоббированию законопроектов и законодательных актов, накапливанию опыта с политическими организациями и фракциями.

Ужесточилась борьба за прибыли и денежные средства. Началось образование крупных олигархий, борьба между которыми охватывает сегодня все стороны жизни.

"СВОИ" - ЛЮДИ НАВЕРХУ, БАНКИ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В нынешний период необходимо лоббирование на четырех уровня: аппарата президента, правительства, Федерального собрания, региональном.

Для успеха лоббистская группировка должна как минимум иметь своего представителя в верхах пирамиды власти, желательно максимально монополизированную экспортно-импортную структуру, собственную финансово-банковскую структуру, дружественную фракцию или политическое движение, средства массовой информации.

Дополнительно могут иметься Союз предпринимателей или директоров, собственный или прикупленный аналитический и информационный центры, благотворительные фонды или программы, главы местных администраций, мэры городов.

Явно сформировались или близки к этому следующие отраслевые группировки: нефтяная, газовая, металлургическая, коммерческо-предпринимательская, банковская, аграрная.

В стадии формирования - "бронетанковый" и наукоемкий ВПК, строительный комплекс, топливно-энергетический.

ЛОББИСТЫ + МАФИОЗИ = СОВПАДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ
Особое место занимают отношения мафиозно-криминальных структур и вновь образованных отраслевых элит. На первой стадии, когда мафиозные структуры контролировали мелкую коммерцию и полукриминальный бизнес, создавая собственный первоначальный капитал, они практически не пересекались с отраслевыми группировками.

Затем встал вопрос "отмыва" средств и вложения их в наиболее доходные виды бизнеса. Первые признаки этого появились в 1991 году, когда долгопрудненская группировка Москвы стала вкладывать средства в тогда еще выгодное производство садовых домиков. Потом наиболее доходными стали экспортно-импортные и банковские операции. Именно в этих сферах столкнулись интересы мафиозных кланов и отраслевых комплексов.

Мы все стали свидетелями жесткой борьбы за передел сфер влияния, когда список жертв пополняется едва ли не ежедневно. Если 1993 год был годом "наезда" на банковские структуры, то 1994-й, видимо, ознаменуется "наездом" на топливно-энергетический комплекс. По непроверенным данным, отраслевые комплексы уже готовы создать, а в ряде моногородов уже создали собственные силы безопасности. Все это создает совершенно новую для России ситуацию.

КУДА ИДЕМ?
Лоббистские структуры понимают, что в нынешней ситуации именно они оказываются выразителями интересов значительных групп людей (например, за нефтяным и газовым лобби стоит большинство жителей Севера России, за автомашиностроительным - работники крупнейших предприятий, жилые районы многих городов и так далее) и станут действовать в их интересах.

Такой путь ознаменует принятие законодательных актов о лоббизме, о финансировании избирательных кампаний, ограничении на владение и руководство средствами массовой информации.

Наивно полагать, что эти законы будут выполняться неукоснительно, но само наличие каких-то рамок, открытость влияния лоббистских групп сослужили бы большую службу созданию системы цивилизованного лоббирования.

Возможен и иной сценарий. Лоббистские группировки будут стремиться к полному захвату власти и подавлению своих противников всеми доступными способами. В этом случае лоббирование примет откровенно криминальный характер и приведет к созданию коррумпированной власти.

(Экспертный институт РСПП и Фонд развития парламентаризма подготовили на эту тему доклад, который будет издан в скором времени).




Источник: Михаил МАЛЮТИН, Андрей НЕЩАДИН, Экспертный институт Российского союза промышленников и предпринимате ЛОББИЗМ - ВСЕГО ЛИШЬ СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ. // Известия (Москва).- 16.11.1994.- 220.- C.9


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии