Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи

 13.12.2012
Версия для печати


Юрий Домбровский (на фото)

За последние 10 лет средний месячный счет за мобильный телефон снизился втрое, а счет за домашний фиксированный – вырос на 70%. Уверяю Вас: дело не только в технологиях. Тут два ключевых слова: госсобственность и конкуренция.

В мобильной связи в каждом субъекте федерации конкурируют от трех до шести операторов. В основном это частные компании, акционеры которых заинтересованы в увеличении доходов, масштабов бизнеса и в снижении затрат. В фиксированной связи 90% рынка принадлежит Ростелекому.

Совокупная доля рынка "Ростелекома" на телеком-рынке из года в год падает. Частные компании растут быстрей. Если 10 лет назад "Ростелеком" был безусловным лидером рынка, то сейчас по годовой выручке он второй после МТС, а в будущем году уступит и "МегаФону". "Ростелеком" старается компенсировать это падение активными покупками частных компаний. В январе-октябре 2012 г. он потратил на M&A 570 млн долларов. В основном приобретались компании, предоставляющие интернет-ШПД. Но и тут частные компании эффективней. Если МТС приобретала в этом году ШПД-компании с мультипликатором  6 к годовой операционной прибыли, то для Ростелекома цена приобретений была повыше, например, компанию "Чита-Он-Лайн" приобрели недавно с мультипликатором 8,4! И ведь как получается: в регионах частные компании быстро растут, строят сети, набирают абонентов. А потом "Ростелеком" их раз и приобретет. Впрочем, в этом бесконечном процессе перетекания государственных денег в частные есть что-то хорошее…

Во много раз отстает в контролируемой государство компании производительность труда:
Выработка операторов связи, 2011 год

Еще долго будут объяснять это разительное отличие тяжелым советским прошлым, необходимостью обслуживать население отдаленных регионов, но я езжу по городам и весям России и вижу: сотовые телефоны "большой тройки" и региональных операторов добрались уже до самых малых сел, которым никогда не светила телефонизация.

Есть у "Ростелекома" и дочернего "СкайЛинка" и сотовый бизнес. Абонентов не очень много – менее 6% от общероссийских. Но вот радиочастотами, в том числе и полученными в обход предусмотренных законом торгов, компании наделены щедро - почти четверть российского спектра. Значительная часть их простаивает уже много лет. Интересно сравнить эффективность использования радиоспектра российскими операторами: сколько абонентов приходится на единицу выделенного частотного ресурса.

Коэффициент эффективности использования спектра,
млн. абонентов/МГц

Здесь выделенный ресурс (учтены только частоты, выданные до 2010 г.) соотносится с населением соответствующего региона, в данные "Ростелекома" включен "Скай Линк", а  в данные "Мегафона" – "Скартел". Если учесть частоты, выданные за последние годы, то показатель "Ростелекома" вообще снизится трехкратно!

Много лет "по рынку" циркулируют слухи о приватизации "Ростелекома". Время от времени сами министры подтверждают эти намерения. Потом тема уходит, и возникает разговор о создании "государственного чемпиона", подобного Deutsche Telekom или France Telecom. Увы, господа, не в российских условиях. Огромное счастье России, что три четверти рынка услуг связи уже представляют частные компании, и их доля неуклонно растет, что в самых отдаленных деревнях бабушки ходят с GSM-телефонами, а их внуки ладят к стареньким компьютерам беспроводные модемы.

Оригинал статьи см. здесь


Источник: COMNEWS от 13.12.2012

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии