Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Мамука Мархулия ("Tele2 Россия") о внедрении MNP в других странах

 02.11.2012
Версия для печати


Ни в одной стране мира услуга сохранения мобильного номера при смене оператора (Mobile Number Portability — MNP) не была внедрена по инициативе сотовых операторов. Каждый раз для этого требовалось волевое решение отраслевого регулятора, который вставал на защиту интересов абонентов. Это выводы российской ФАС — госоргана, прямо заинтересованного в развитии рыночной конкуренции.

Возможность смены оператора давно поддерживают российские власти. Премьер-министр Дмитрий Медведев весной прямо заявил о необходимости отмены "мобильного рабства". Министр связи Николай Никифоров на днях подтвердил в Twitter, что "переносимость номеров будет". По данным Минкомсвязи, отменить "рабство" возможно к 2014 году. Начальник управления ФАС по транспорту и телекоммуникациям Дмитрий Рутенберг считает, что недоработки законодательства — наименьший барьер для этого. По его мнению, инициативы правительства пока не находят поддержки у крупнейших игроков рынка. Впрочем, как не находили и в 72 других странах мира, где переносимость номера уже работает.

Один из недавних и ярких примеров — Турция. За два года 60% турецких абонентов сменили оператора. К этому привело, во-первых, то, что услуга была бесплатна и для абонентов, и для операторов, к которым они уходили. Во-вторых, одна компания предприняла очень агрессивные меры для захвата рынка, выпустив тариф с 600 бесплатными минутами звонков на сети других операторов.

Но этот невероятный результат Турции скорее исключение из правил. В большинстве стран в течение первого года услугой воспользовались менее 10% пользователей. Во Франции, Испании, Италии и других странах агрессивные игроки также отбирали долю рынка у грандов. Но не все "новички" выжили в этой борьбе. Услуга MNP не может изменить ландшафт рынка сама по себе. В Турции уже были предпосылки для серьезных изменений. Мобильный трафик рос и до ее внедрения, а лидеры рынка — Turkcell и Vodafone — уже несколько кварталов теряли абонентов. Переносимость номера лишь поддержала эти тенденции.

Показателен пример Финляндии, где в течение трех лет спрос на эту услугу то рос, то снижался. Причина — ценовые и маркетинговые войны операторов. В итоге количество абонентов, которые пользуются этой услугой, в годовом исчислении стабилизировалось и с тех пор почти не меняется.

Внедрение MNP в России, скорее всего, будет проходить по "спокойному" португальскому сценарию. Здесь также высокий уровень проникновения сотовой связи (163%), 72% абонентов пользуются авансовыми тарифами. Смена оператора там стоит примерно 15 евро и в первые годы занимала около 20 дней. Сейчас ею пользуется не более 3% абонентов в год. Но для российских абонентов услуга, безусловно, должна быть бесплатной. Ее себестоимость не так велика, а обосновать высокую цену сложно Пользователи 20 из 36 европейских стран, где работает MNP, не платят за нее.
Чтобы не допустить бесконтрольной смены оператора, разумно ввести минимальный срок, в течение которого абонент не может повторно сменить оператора связи. Временное ограничение — от трех месяцев до двух лет — действует в большинстве стран. Для России целесообразно установить срок полгода. Это позволит соблюсти интересы абонентов и даст операторам возможность оптимизировать действующие тарифные предложения и сократить случаи мошенничества.

В странах, где у Tele2 есть опыт внедрения MNP (в Австрии, Хорватии, Швеции, Норвегии, Нидерландах, Латвии, Литве, Эстонии), стоимость внедрения услуги не была высокой. По нашим подсчетам, для 21,5 млн российских абонентов Tele2 запуск MNP обойдется в несколько миллионов евро.

Внедрение MNP может быть осуществлено за год-полтора без существенных затрат при условии, что будут введены единые регулируемые тарифы на интерконнект и учреждена независимая компания-администратор, которая будет заниматься ведением базы данных перенесенных номеров и методами маршрутизации трафика. Это может быть независимая некоммерческая организация или госструктура.

Введение услуги переносимости номера окажет такое же положительное влияние на развитие рынка, как и реализованный решением регулятора принцип "платит звонящий". Сегодня уже сложно представить, что всего несколько лет назад за входящие звонки абонентам приходилось платить, и немало.

Оригинал статьи см. здесь


Источник: COMNEWS от 01.11.2012


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии