Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Пришло время лоббировать закон о лоббизме

 29.09.1992
Версия для печати


ПОЛИТИЧЕСКИМИ и экономическими реформами сегодня никого не удивишь. Их судорожный ритм одновременно и напряжен, и неэффективен. Причина очевидна - все изменения привязаны к сиюминутной конъюнктуре, к конкретным личностям и, главное, ориентированы на улучшение существующего механизма власти, исправление его частных недостатков. Между тем дело не в частностях. Принципиально неприемлемы базисные посылки этого механизма, унаследованного от прежней Системы - его жесткость, закрытость, оторванность от общества. Улучшить этот механизм невозможно - нужно создать новый, ориентированный на переход к рыночной экономике. Один из важнейших институтов, который нам в срочном порядке надо осваивать, - лоббизм.

Сам термин "лоббизм" еще совсем недавно считался в России едва ли не ругательным. Диктаторский режим КПСС требовал от институтов власти совершенно определенных качеств - жесткости, замкнутости, секретности. Наши власти диктовали обществу, каким ему быть, и потому допускали только однолинейную связь - команду сверху вниз. Попытки любой встречной инициативы снизу подрывали бы сами устои Системы. Между тем лоббизм является одним из ведущих инструментов демократии рыночного типа. Важнейшая особенность такой демократии - качество, без которого она не может существовать, - открытость, гибкость институтов власти. Причем открытость не только глобального порядка, когда в ходе выборов различные частные интересы могут состязаться за право принять участие в формировании институтов власти, но и оперативного уровня, когда в рутинной повседневной работе частные интересы получают возможность оказывать воздействие на процесс принятия решений, в том числе в сфере законодательства. Все это обеспечивает институт лоббизма.

Основная задача лоббизма - постоянная корректировка деятельности органов власти в соответствии с динамикой изменений интересов гражданского общества. Тем самым обеспечиваются взаимоприспособление и взаимодействие властей и общества.

Специфика механизма лоббирования в том, что "наверх" пробиваются совсем не все частные интересы, а только общественно значимые - ведь надо убедить, доказать свою правоту не одному члену парламента, не одному парламентскому комитету. Лоббистская деятельность требует огромных, порой долговременных усилий. Голосуя по конкретному вопросу, парламентарии всегда будут учитывать реакцию своих избирателей, общественного мнения в целом. Кроме того, лоббироваться могут одновременно несколько различных интересов, в том числе взаимоисключающих. То есть здесь также идет конкуренция. Причем эта конкуренция, как правило, открытая - официальная регистрация как самих лоббистов, так и тех компаний, от чьих имен они действуют, обязательна. Достоянием общественности обязательно становятся и расходуемые на эту деятельность средства.

Иначе говоря, грамотно налаженная, юридически четко регламентируемая система лоббизма позволяет решать сразу несколько задач.

Во-первых, обеспечивается гласность политического процесса - отчетливо и документально прослеживается, какие и чьи конкретные интересы стоят за теми или иными решениями. Преодолевается безадресность, социальная и политическая анонимность нормативных актов.

Во-вторых, политический процесс становится предсказуемым. Общественное мнение регулярно и широко информируется о том, какие акты и решения готовятся, в какой стадии находится их проработка: закрытый текст лоббировать невозможно.

В-третьих, самый факт официального лоббирования, очевидно, ограничивает всесилие аппарата государственной власти, делает его более открытым для контроля со стороны общества, снижает возможность произвольных решений.

В-четвертых, резко расширяется круг активных участников политического процесса, что самым благоприятным образом сказывается на развитии гражданского общества в целом.

Ведь лоббистская деятельность - вовсе не монополия сверхбогачей, крупнейших фирм и корпораций. Свои собственные специфические интересы равным образом могут лоббировать профсоюзы, фермеры, военнослужащие, религиозные, женские, молодежные и иного характера объединения, организации мелкого бизнеса и т. д.

В-пятых, официальный лоббизм ставит под контроль механизм взаимодействия частных интересов и органов власти, тем самым создавая дополнительные преграды на пути коррупции. Не случайно в некоторых странах отдельные виды лоббистской деятельности прямо регулируются актами по борьбе с коррупцией во властных структурах.

Идеализировать институт лоббизма было бы так же неоправданно, как и принижать его значение. Универсальной панацеи от всех зол в политике нет, да, видимо, и быть не может. И все же общий демократический потенциал лоббизма в целом очевиден.

Дискуссия о том, нужен или не нужен нам институт лоббизма, бесполезна. Она просто опоздала, ибо лоббизм у нас уже есть. Причем в его худшем варианте - "дикий", широкомасштабный, никем и ничем не контролируемый. Пример - распределение дополнительной помощи из бюджетных средств по отдельным областям и регионам страны, на субсидирование отдельных программ или отраслей промышленности. Диспропорции - вопиющие, логики - никакой, и концов уже не найти. Кто в какие двери стучался, по каким телефонам звонил, какие состоялись встречи и разговоры - навсегда останется тайной. Так работает "дикий" лоббизм.

Потому-то реальная альтернатива сегодня не в том, быть или не быть лоббизму, а в том, каким ему быть: номенклатурным, прокоммунистическим, или цивилизованным - легальным, контролируемым, работающим в интересах демократии.

НА МОЙ ВЗГЛЯД, основная задача лоббирования - добиться закрепления в принимаемых нормативных актах и решениях частных интересов данных групп и организаций, не противоречащих общественным интересам.

Самым подробным образом в будущем законе должен регламентироваться механизм, конкретные формы и методы, посредством которых может оказываться такое воздействие. Все группы и организации, желающие лоббировать свои интересы, должны пройти специальную регистрацию. Отсутствие таковой делает соответствующую деятельность противозаконной, а значит, юридически наказуемой. При регистрации нужно указывать конкретные цели лоббирования, те акты и решения, в принятии которых особо заинтересованы данные группы и организации.

Упомянутые сведения должны публиковаться в специальном парламентском издании с тем, чтобы, во-первых, сами депутаты и сотрудники аппарата знали, кто чем занимается, кто с кем находится в контакте, и, во-вторых, чтобы общественное мнение было информировано о том, что происходит в коридорах власти.

Далее, непременной обязанностью всех официально зарегистрированных групп и организаций должна быть подготовка развернутых отчетов о лоббистской деятельности - какие конкретно вопросы удалось согласовать, какие суммы были истрачены на лоббирование и т. д. Искажение или фальсификация отчетов должны рассматриваться как серьезное правонарушение, влекущее за собой не только административную (вплоть до запрещения заниматься лоббистской деятельностью), но и уголовную ответственность.

Лоббистские организации - это частный институт, они существуют при парламенте, вокруг парламента, но в организационном плане совершенно от него не зависимы. Естественно, они должны быть на полном самообеспечении и с финансовой точки зрения. Более того, право заниматься лоббистской деятельностью, конечно же, должно предоставляться только при оплате соответствующей лицензии.

Конечно, закон должен содержать механизм контроля за лоббистской деятельностью и конкретные меры ответственности за нарушение правовых норм. Контроль, судя по зарубежному опыту, обычно осуществляется с двух сторон. Во-первых, за самими лоббистами, что сравнительно просто, так как при этом используются общепринятые формы (налоговый контроль, возможность привлечения к судебной ответственности при нарушении буквы закона и др. ). Во-вторых, контроль за депутатами. Данный аспект гораздо деликатнее, так как речь идет о народных избранниках. В этом случае предусматриваются специальные формы контроля, ориентированные на борьбу с коррупцией, - ограничение возможных сумм гонораров за лекции, размеров (по цене) получаемых подарков, числа зарубежных поездок, обязательные декларации о личном состоянии при вступлении на выборную должность и отставки с нее, запрещение занижаться частным бизнесом и т. д.

В СВЯЗИ с подготовкой законопроекта о лоббизме неизбежно встает вопрос о праве иностранцев оказывать воздействие на наши органы власти. Данный аспект заслуживает особого внимания. В мировом сообществе лоббирование иностранных интересов в центральных органах власти стран- общепринятая практика, которую никто не рассматривает как вмешательство во внутренние дела. Более того, это лишь помогает усилению интеграции мировой экономики. Кроме того, наши собственные интересы, наша потребность в зарубежных инвестициях диктует необходимость в официальном лоббировании иностранных интересов.

Рассматриваемая проблема, кстати говоря, имеет свою оборотную сторону - лоббирование российских интересов в законодательных и исполнительных органах власти ведущих стран мира. Об этом пока открыто никто не говорит. А пора бы уже начать эффективно использовать в собственных интересах все разнообразные формы и методы общепринятой международной практики.



Источник: Виктор ДАНИЛЕНКО, доктор юридических наук, профессор ПРИШЛО ВРЕМЯ ЛОББИРОВАТЬ ЗАКОН О ЛОББИЗМЕ. // Известия (Москва).- 29.09.1992.- 216.- C.3


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии