Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Кризис Банковского лобби

 29.01.2006
Версия для печати


Многие из законодательных проектов Госдумы вызывают у банковского сообщества серьезные вопросы. Среди таких законодательных инициатив - предоставление небанковским организациям право осуществлять на основании договора поручения операции по приему от физических лиц наличных денежных средств за услуги связи, оплату жилищно-коммунальные услуг и т.д.
Многие из законодательных проектов Госдумы вызывают у банковского сообщества серьезные вопросы. Среди таких законодательных инициатив - предоставление небанковским организациям право осуществлять на основании договора поручения операции по приему от физических лиц наличных денежных средств за услуги связи, оплату жилищно-коммунальные услуг; четырехкратное повышение для российских банков показателя достаточности капитала; а также установление минимального значения абсолютной величины капитала в размере не менее 5 млн евро. Принятие последней поправки может привести к отсечению 70-80% участников банковского рынка. Об этом заявил в среду на пресс-конференции глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян
    
Президент АРБ начал свое выступление со слов, что многие из законодательных проектов Госдумы - поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и «О кредитных бюро» вызывают серьезные вопросы у представителей банковского сообщества. 
    
Он подчеркнул, что по многим из позиций мнение банковского сообщества совпадает с позицией Центрального Банка РФ, а по многим имеет серьезную поддержку от депутатов ГД, в том числе зам. председателя Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Аксакова
    
По словам главы АРБ, проект федерального закона <О внесении изменений в статью 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности», предусматривающего предоставление небанковским организациям право осуществлять на основании договора поручения операции по приему от физических лиц наличных денежных средств за услуги связи и жилищно-коммунальные услуги, в первую очередь ставит под удар интересы потребителей. Это вызвано тем, что в случае принятия данных поправок банки будут вынуждены нести дополнительные затраты в силу того, что им придется платить НДС по этим операциям и использовать контрольно-кассовую технику. Кроме того, по словам Г. Тосуняна, появляется множество рисков, связанных с мошенничеством. 
    
В продолжение темы глава АРБ отметил, что принятие данных поправок является ударом по банковской системе и влечет риск разрушения единой платежной системы. Г. Тосунян акцентировал внимание на том, что вместо того, чтобы насыщать банковскую систему путем увеличением объема средств, находящихся в банковском обороте, часть средств собираются вывести из общей платежной системы. 
    
Говоря о причинах сложившейся ситуации, Г. Тосунян подчеркнул: происходит это из-за того, что «кто-то под благовидным предлогом лоббирует интересы операторов связи и торговых сетей, и шито белыми нитками».
По его словам, на одной чаше весов интересы и потребителей, и банковской системы, и общества в целом, а на другой - интересы умудрившихся пролоббировать свои узкие корпоративные интересы операторов связи и торговых сетей. Г. Тосунян выразил уверенность в том, что инстинкт самосохранения и здравый смысл возьмут верх - поправки не будут приняты. 
    
Что касается поправок к федеральным законам в части повышения для российских банков показателя достаточности капитала, согласно которым предусматривается обязательный отзыв у кредитной организации лицензии при снижении фактического значения указанного норматива ниже 8%, то, по мнению Г. Тосуняна, четырехкратное увеличение норматива достаточности капитала будет способствовать сокращению объемов кредитования. "Хотелось бы знать, что вдруг сподвигло четырехкратно увеличить норматив достаточности?", - риторически спросил он. 
    
Напомним, что вчера ГД РФ приняла во втором чтении поправки в закон "О банках и банковской деятельности" и "О несостоятельности кредитных организаций". Согласно закону, если уровень достаточности капитала банка составляет 10%, ЦБ обязан начать проведение мер по финансовому оздоровлению банка. В том случае, если уровень достаточности капитала понизится до 2% или будет зафиксирован на уровне ниже 8% в течение трех месяцев, то ЦБ обязан начать процедуру банкротства. 
    
В отношении кредитных бюро глава АРБ сообщил, что планка участия в капитале кредитного бюро в 10% для учредителей кредитного бюро - хорошая планка, потому что не менее 10 банков сумеют организовать кредитные бюро. Однако, по словам Г. Тосуняна, в угоду одному участнику рынка, который "умудрился проявить свои не самые лучшие лоббистские способности", планку участия подняли с 10 до 50%. Данного участника рынка глава АРБ не назвал, сославшись на то, что все знают, о ком идет речь. <Оказалось, что даже при таком лоббизме банки нашли в себе силы и создали коллективное кредитное бюро, - сказал он. - В настоящее время НБКИ заключено 300 договоров>. 
    
Г. Тосунян выразил мнение, что предоставление информации в два кредитных бюро - это продолжение лоббирования интересов под одного участника. «Такие вещи можно предлагать только с перепуга», - сказал он, извинившись за подобную терминологию. "Мы разве создали все условия для развития кредитных бюро, чтобы навязывать ограничения с бухты-барахты?" - спросил он. 
    
Говоря о поправках в закон «О банках и банковской деятельности», касающихся установления минимального значения абсолютной величины капитала в размере не менее 5 млн евро, Г. Тосунян отметил, что в регионах существует острейшая потребность в развитии банковской инфраструктуры. Более 70% региональных банков, капитал которых составляет менее 5 млн евро, обслуживают сотни тысяч клиентов, пояснил он, сообщив, что 80% из этих банков существуют и стабильно работают более 10-15 лет. <Давайте отменим «дедушкину оговорку>, поставим банки в тяжелые условия, чтобы они бегали и искали, куда им деться и куда продаться», - возмутился глава АРБ. Под «дедушкиной оговоркой» он имел в виду, добавленную в законопроект норму, согласно которой действующие банки имеют право сохранить размер собственных средств на том уровне, который существует сейчас. 
    
Г. Тосунян подчеркнул, что данные поправки инициируется отнюдь не крупными банками: они просто в меньшей степени озабочены данной проблемой. По словам глава АРБ, в настоящее время банки с величиной капитала в 5 млн евро уже давно никто не создает. <Нужно стимулировать рост капитализации, но зачем отсекать одним махом 70-80% участников рынка>, - подытожил он. 
    
Зам. председателя Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков в своем выступлении отметил, что увеличение норматива достаточности капитала в 4 раза «не лезет ни в какие ворота». По его мнению, подобные действия должны быть поступательными. «Необходимо повышать норматив достаточности, в том числе и для снижения рисков, но нужно делать это постепенно, чтобы банковская система успевала адаптироваться», - уточнил он. 
    
По мнению А. Аксакова, лимит административных подходов к решению проблем развития банковской системы исчерпан - "пора переходить к стимулирующим мерам". В качестве таких мер он обозначил либерализацию, в том числе и надзора по некоторым направлениям. 
    
Зам. председателя Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам сказал, что рассчитывает на то, что голос банковского сообщества будет услышан, для этого надо обращаться в правительство, которое инициировало этот законопроект. Он подчеркнул, что данный вопрос необходимо решать на политическом уровне. 
    
Что касается предоставления небанковским организациям право осуществлять на основании договора поручения операции по приему от физических лиц наличных денежных средств за услуги связи, за жилищно-коммунальные услуги, то, по словам А. Аксакова, в случае принятия эта поправка ударит по клиентам. «Надо находить компромисс, который предложен в форме законопроекта АРБ», - уточнил он. 
    
Говоря о кредитных бюро, зам. председателя Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам отметил, что мировая практика не знает примеров, когда банкам нужно информацию предоставлять в два кредитных бюро. «Вместо стимулирующих условий создаются дополнительные затраты>, - отметил он. - Не понимаю, как можно поддерживать такие предложения». 
    
Отвечая на вопросы журналистов, заместитель председателя Центробанка Татьяна Чугунова сообщила, что ЦБ РФ не видит объективных причин для того, чтобы считать, что состояние кредитных портфелей коммерческих банков может служить причиной кризиса банковской системы. Так она прокомментировала слова директора Института экономики переходного периода Егора Гайдара, который во вторник заявил, что в ближайшие 3-4 года существует вероятность кризиса банковской системы. В качестве одной из причин такого кризиса он назвал растущую задолженность государственных компаний перед госбанками. 
    
В свою очередь депутат Госдумы Анатолий Аксаков выразил мнение, что Е.Гайдар своим заявлением призывал банки повысить эффективность управления своими активами. А член правления Сбербанка России Леонид Сюкасев отметил, что в случае со Сбербанком такой показатель, как просроченная задолженность по кредитам, пока не вызывает опасений.



Источник: АЛЬЯНС МЕДИА от 19 января 2006 года, Фото: НГ

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии