Персоналии / организации Карьера Наука Обучение Исследования Рейтинги Словарь
Логин:   Пароль:
Войти
 
 
Словарь

Разгром пивного лобби!

 19.07.2005
Версия для печати


В этой статье мы продолжаем разбор наиболее заметных лоббистских кампаний, прошедших в России за последнее время. Естественно, мы не могли обойти вниманием, стремительное принятие, так называемых, антипивных законов, которые в результате правильно продуманной пропаганды, стали задачей, чуть ли не национального масштаба. 
 
История вопроса
Впервые вопрос о полном запрете рекламы пива на телевидении поставил еще в конце 2000 года главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Именно ему принадлежит авторство столь ненавидимого сейчас пивным лобби термина «пивной алкоголизм». Он предложил отнести пиво к алкогольным напиткам, что соответственно привело бы к изменению налогообложения всей отрасли. В то время пивоварам наезд Госсанэпидемнадзора удалось отбить, по мнению аналитиков, не без помощи тогдашнего министра здравоохранения Юрия Шевченко, который после разговора с Онищенко отменил его постановление. По уверениям  представителей пивного лобби, случай с Онищенко - стал первым испытанием на прочность, а реальным его инициатором были представители водочного лобби и мировые гиганты, производящие безалкогольные напитки. Хотя прямых доказательств, конечно, нет.
Второе нападение на интересы пивоваров было осуществлено чуть позже уже на законодательном уровне. Это произошло осенью 2001 года, когда омским законодательным собранием в Государственную Думу были внесены поправки к закону «О рекламе», принятие которых привело бы к полному запрету рекламы пива на телевидении. Чтобы взять ситуацию под контроль, пивное лобби обратилось к опытнейшему аграрному лоббисту Виктору Семенову, который буквально за считанные дни внес в Думу альтернативный, выгодный пивоварам законопроект, который депутаты и приняли в первом чтении.
Однако, конкуренты пивного напитка тоже не «сидели, сложа руки». Первый раунд был  проигран, но ко второму чтению законопроект можно было существенно изменить. Так и произошло. Именно в это время появляются известные ныне поправки о запрещении использовать образов людей и животных в рекламе пива, а также размещение пивных роликов на ТВ и радио с 17.00 до 22.00.
Однако на этом борьба не закончилась. Пивное лобби смогло заручиться поддержкой чиновников правового управления Думы. Дело в том что, чтобы законопроект смог быть вынесен на третье чтение, на него должно быть получено официальное заключение этого управления, о не противоречии законопроекта российскому законодательству. Правовое управление такого заключения не давало, постоянно выявляя «внутренние противоречия». Да и депутаты - авторы законодательной инициативы - по понятным причинам, особенно не напирали. В таком виде законопроект пролежал до конца работы Государственной Думы третьего созыва.

С новыми силами за старое
В среде лоббистов существует термин «депутатская разводка», который означает целенаправленное создание для бизнеса проблем через инициирование законопроектов, которые существенно ущемляют его интересы. К типичным и наиболее беззащитным видам бизнеса  в данном случае относятся производители товаров «группы риска»: алкоголь, игорный бизнес, табак и т.д. До недавнего времени инициативы «разводчиков» быстро гасились. Законопроекты такого рода, ярко вспыхнув (что бы капитализация их была наиболее высока), потом тихо умирали, не доходя даже до второго чтения. Кстати, пивному лобби, по их же словам, удалось только за время работы третьей Думы отбить более десяти параллельных законопроектов ущемляющих их экономические интересы. Сколько на это было потрачено денег - можно только предполагать.
Вот и в новый созыв, вроде, все начиналось по накатанной схеме: новый председатель профильного комитета Валерий Драганов, осваиваясь в новой должности и продолжая добрую традицию комитета, забеспокоился о ПИВЕ. В начале работы третей думы Драганов сразу заявил, что члены комитета еще раз изучили документ и пришли к выводу, что никаких «внутренних противоречий» в законопроекте они не обнаружили. Намекая, судя по всему, что пора договариваться.
Наверное, так бы и случилось, но, то, что произошло дальше, изменило устоявшуюся тенденцию и стало неприятным сюрпризом как для членов комитета по экономполитике, так и для представителей пивного лобби. Закон, к всеобщему удивлению, все же был принят. Причем принят - молниеносно.
По имеющейся у нас информации, в марте-апреле 2004 года из администрации президента поступает указание убрать пиво с экранов телевидения. Депутат Александр Коваль, в интервью нашему журналу, не исключил, что такая неожиданная инициатива кремлевских чинов могла быть направлена на то, чтобы отвлечь популярным законом внимание населения от крайне не популярной в то время монетаризации льгот. Отчасти подтверждают слова депутата то, что законопроект был внезапно выведен из сферы интересов комитета Валерия Драганова, при этом создается специальная рабочая группа под руководством вице-спикера Любовь Слиски, которая фактически и перехватывает инициативу. Рабочая группа разрабатывает новый крайне жесткий для производителей пива вариант. Интересно, но буквально за пару дней до создания этой злополучной группы, Драганов на пленарном заседании рекомендовал думе принять разработанный в его комитете вариант законопроекта в третьем чтении. Видимо, депутата даже не посчитали нужным поставить в известность о смене думской власти над пивом.
Все эти факты могут свидетельствовать только об особом отношении к закону в Администрации Президента. Таким образом, судя по всему, инициатива ограничения рекламы пива была конъюнктурным решением, а пивной бизнес просто стал «козлом отпущения» в более крупной политической игре.
В этой цепочки событий стоит упомянуть еще об одном важном, но широко не известном факте, характеризующем то, что представители пивоваров, пожалуй, сделали все, что было в их власти. По нашим данным, Союзу производителей пива удалось привлечь на свою сторону опытнейшего лоббиста, в прошлом начальника Управления Президента РФ по вопросам внутренней политики, а ныне Полномочного представителя Правительства РФ в Государственной Думе Андрея Логинова, на которого была возложена задача затормозить принятие закона. «Вы нарываетесь на вето,- заявлял он депутатам накануне голосования в третьем чтении. - Этот документ не имеет никакой правоприменительной перспективы». Однако вопрос уже был решен, и лоббистских возможностей чиновника просто не хватило. 439 депутатов поддержали закон в третьем чтении. И после подписания Президентом закон вступил в силу 5 сентября 2004 года.
Основными последствиями закона стало падение объема рекламы пива на телевидении на 70 процентов, а также разрыв отношений пивоваров с известными спортивными клубами, как это случилось, например, с Кубком Балтики. По опросам экспертов, в результате принятия закона, спортивный рынок лишится минимум 50 миллионов долларов в год. Мировая же практика показывает, что замена рекламе пива в спонсировании спортивных мероприятий история еще не придумала.     

На этом можно было бы поставить точку, но большая политика не может существовать без компромиссов. Наблюдая за интенсивностью работы пивного лобби в сегодняшней думе, и, как следствие, постепенное изменение тональности в речах депутатов, текущему антипивному законодательству видимо осталось существовать до ближайшей осенней сессии. 

ВСТАВКА №1
КОМУ НЕ НРАВИТСЯ ПИВО?
Производители алкогольных напитков, ключевым лоббистом которых является Национальная Алкогольная Ассоциация (председатель Павел Шапкин).
Производители безалкоголных напитков. Основными игроками на российском рынке являются компании «Кока-кола» и «Пепсико». По имеющимся исследованиям, на уровне потребителей в возрасте 16-20 лет интересы двух отраслей сталкиваются. По информации, полученной из GR-департамента компаний, нам известно, что есть отдельная строка в рекламном бюджете компаний, которая тратится на антипивной пи-ар.
 
Вставка №2
Что такое пивное лобби?
 Ключевым лоббистом, представляющим интересы пивоваров, является Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции. Союз образован 15 сентября 1999 года и объединяет свыше 80% производителей пива. (президент Вячеслав Мамонтов).

Автор: Павел Толстых,
Специалист по вопросам лоббизма,
Консультант Государственной Думы



Источник: Павел Толстых, Разгром пивного лобби // Капитал и Право (информационно-правовой журнал) №12, июль 2005. - 0, 49 а.л.

Также данная статья размещена в:


К этой статье еще нет ни одного комментария.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии